Издательство «МИФ»

"Голоса Сибири" Константина Кокоурова

Константину Кокоурову 27 лет. Коренной иркутянин, он несколько лет живет в Европе, где записывает свои необычные композиции. Музыкант увлекается тяжелой музыкой. При этом пишет пьесы для фортепиано и симфонические произведения для оркестра, используя не только классические, но и рок-приемы. Его первый альбом под названием Notes ("Заметк"») вышел на днях. Недавно он побывал в родном городе вместе с продюсером Леонидом Бурлаковым. Человек, продвигавший "Мумий Тролль", Земфиру, "Братья Гримм", заинтересовался творчеством нашего молодого земляка.

- Я впервые на Байкале и поражен его мощнейшей энергией, - признается Леонид Бурлаков. - Но не каждый знает, что в 1862 году здесь произошло мощнейшее Цаганское землетрясение силой 10 баллов. В результате катаклизма появился пролив Провал, затопивший местные деревни. В нашем клипе мы отталкиваемся именно от этой истории. Музыка Константина удивительно переплетается с пейзажами Байкала. Лично меня больше всего поразили каменные стены, воздвигнутые самой природой. Я был уверен, что это оставшиеся фрагменты старинных крепостей. Оказывается, эти камни отшлифовал ветер.

- Почему вы заинтересовались этим проектом - академической музыкой, написанной молодым сибиряком?

- Знаете, у меня пятеро детей, и мне небезразлично, в какой атмосфере они будут расти. На жизнь целого города может напрямую воздействовать музыка, которая, к примеру, транслируется из уличных динамиков. Я внимательно слушаю современный рэп, все эти истории про то, что делают мальчики с девочками. И меня это просто ужасает. Хочу, чтобы наше время оставило после себя другую музыку. Я стараюсь качественно делать свою работу, чтобы моим детям за меня не было стыдно. Каждый диск — это как ребенок. Его жизнь не заканчивается релизом или анонсом, наоборот, с этого момента все только начинается. Каждый альбом продолжает жить каждый день. И нам с Константином не стыдно за ту музыку, которую мы записываем.

Запись первого альбома Константина состоялась в Берлине на студии Teldex. Звукорежиссером стал Тобиас Леманн - трехкратный обладатель Grammy, самой почетной музыкальной премии в мире. Все произведения исполнили пианист Павел Шатский и симфонический оркестр Scoring Berlin под управлением Бернхарда Вюнша. На первый сингл альбома под названием Air ("Воздух") снят видеоклип, который воссоздает атмосферу в студии звукозаписи.

Это академическая музыка, но переданная современным языком. Звучат рояль, арфа, скрипки и духовые. Все вроде бы строго и канонично… Вместе с тем это понятная, мелодичная и выразительная музыка — ее хочется переслушать вновь, будто это шлягер. В клипе несколько раз показывают и самого композитора, который слушает свои сочинения из рубки звукорежиссера. Самое удивительное - у самого Кокоурова нет музыкального образования.

Константин рассказывает, что не учился в музыкальной школе: "Родители, когда мне было лет десять, заметили, что я постоянно слушаю плейер. Правда, в основном я увлекался тяжелым роком. Дома в Иркутске стал заниматься с прекрасным преподавателем Натальей Константиновной Середкиной. Мы проходили и сольфеджио, но особых успехов в этом я не достиг. Мне больше нравился сам процесс написания музыки. Я отправил свои записи специалистам, и они составили партитуру. Композиций становилось все больше. Все это время я мечтал записать свой альбом. Когда мою музыку оценил Леонид Бурлаков, мы решили остановиться именно на классическом исполнении. Сам я стесняюсь солировать на фортепиано, пусть это делают профессиональные исполнители. 

У классической музыки больше общего с тяжелым металлом, чем с джазом или блюзом. И построение композиций, и паузы, и коды. Я постоянно слушаю и тяжелые группы (Pantera, Death, Dragon Force), и русскую классику, прежде всего Чайковского и Рахманинова. Да и записывать симфонический оркестр намного трудней и интересней, чем рок-группу. К тому же я все-таки пишу академическую музыку. Во втором альбоме, над которым мы работаем, будет 35-минутный концерт для фортепиано с оркестром. Работать с большой формой намного интересней, чем с маленькой пьесой".

Большинство композиций первого альбома Константин написал в Иркутске. Именно поэтому он мечтает сделать премьеру программы в любимом городе - "вернуть эту музыку домой". Правда, пока иркутские профессиональные музыканты с недоверием отнеслись к "запискам дилетанта".

- Они говорят: "На что-то это все похоже", но конкретно сказать не могут, - смеется продюсер Леонид Бурлаков. - Уверен, если таким «академистам» сыграть не самую известную пьесу Берлиоза, их ответ будет такой же - на что-то это похоже! Невозможно сегодня уследить за всем мировым музыкальным богатством. Да и не нужно — важнее писать свою музыку! Кстати, ни одной чужой цитаты эксперты в творчестве Константина так и не нашли. Меня его музыка зацепила именно своей самобытностью.

Продвигать альбом композитора было решено прежде всего через интернет. Задачи заработать на этой музыке нет. Важнее дать возможность услышать ее всем желающим. Один из способов привлечь молодых слушателей - снять крутое видео. В начале марта у Константина Кокоурова вышел клип In the Witch House ("В доме ведьмы"), снятый на заброшенном заводе на окраине Москвы в стиле фильмов ужасов. Павел Шатский весь в порезах и шрамах играет на старинном фортепиано, крутится кинопроектор… Композиция длится пять минут, и все это время внимание зрителя приковано к рукам музыканта.

- Увы, новые исполнители сегодня никому не нужны. Всех причастных к шоу-бизнесу устраивает тот фон, который льется из телевизора, - продолжает Леонид Бурлаков. - Молодежь слушает рэп. А ведь скоро сегодняшние школьники станут руководить нашей страной, и нам нужно обязательно успеть показать им другую, настоящую музыку! Посмотрите, как неожиданно они увлеклись песнями группы Queen после фильма "Богемская рапсодия". Значит, заинтересовать молодых все-таки можно!..

- А мне не нравится, когда во всем пытаются найти причинно-следственную связь, - говорит Константин Кокоуров. - Это то же самое, что объяснять любовь химической реакцией. Я вот точно знаю, что любовь существует. Нужно жить так, чтобы тебе не мешали никакие рамки или границы. Для творчества их просто нет.

- Как вы создаете свою музыку?

- Ищу уединения… Это не только вдохновение, но и тяжелый труд. И когда музыка рождается, возникает необыкновенное чувство радости и свободы. В Иркутске мне очень здорово пишется. После сумасшедшего столичного ритма наш город кажется таким комфортным для жизни и творчества. В скором времени я буду жить именно здесь. И писать музыку.

Андрей Колганов, еженедельник "Иркутск"

Фото из социальной группы Facebook


Aliexpress WW

23.04.2019

Бывших иркутян не бывает