Скончался режиссер фильмов "Старший сын" и "Отпуск в сентябре" Виталий Мельников

24 марта 2022

21 марта в возрасте 93 года скончался известный кинорежиссер, сценарист, народный артист РСФСР Виталий Мельников. Иркутянам он известен как режиссер фильмов "Старший сын" и "Отпуск в сентябре" по пьесам Александра Вампилова.

Виталий Вячеславович родился в 1928 году на Дальнем Востоке, окончил режиссерский факультет ВГИКа. С 1952 года - режиссер Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов - "Леннаучфильм", с 1964 года - режиссер "Ленфильма". Его первый фильм - короткометражная комедия "Барбос в гостях у Бобика".

Всего Мельников снял более 20 фильмов, некоторые из них стали классикой отечественного кино. Например, комедия "Начальник Чукотки" (1966), главную роль в которой исполнил Михаил Кононов. 

Среди самых известных фильмов режиссера комедия "Семь невест ефрейтора Збруева" (1970) и "Здравствуй и прощай" (1972), мелодрама "Старший сын" по одноименной пьесе Александра Вампилова (1975) и драма "Отпуск в сентябре" по пьесе "Утиная охота" (1979, премьера — 1987).

Впервые зрители увидели "Старшего сына" на театральной сцене: спектакли прошли в Иркутском драматическом театре (1969) и Московском театре имени Марии Ермоловой (1972). Премьера фильма на телевидении состоялась в мае 1976 года. Кинокритики тут же нарекли ее шедевром. Успех "Старшего сына" обеспечили несколько факторов: в основу легла пьеса известного, но уже ушедшего к тому времени драматурга Вампилова, а главные роли исполнили начинающие актеры - будущие звезды Михаил Боярский, Николай Караченцов и Светлана Крючкова.

Режиссер фильма Виталий Мельников рисковал, пригласив на главные роли начинающих актеров, но уже с первой встречи понял, что не ошибся в своем выборе. Поэтому кандидатуры других претендентов даже не рассматривал. Тандем Боярского и Караченцова на экранах выглядел очень органично, а вот за кадром они не сразу нашли общий язык. Караченцов отказывался участвовать в застольях после съемок, а вот Боярский был не прочь выпить и пообщаться.

Евгений Леонов был в восторге от пьесы, сценария, съемок и своего героя. В письме сыну он признавался: "Стоит мне сказать себе: "Я – Сарафанов", как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства. Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: "Папаша этот – святой человек". Похоже, ты знаешь, похоже, что святой".

На роль Натальи претендовали Маргарита Терехова и Людмила Зайцева, но режиссер без раздумий утвердил Светлану Крючкову, для которой это стало полной неожиданностью.

Роль красавицы Нины Сарафановой в театре играла 22-летняя актриса Лариса Луппиан, ее пригласили на пробы в фильм, но не утвердили. Однако она не сильно расстроилась, ведь в итоге получила мужа: во время съемок они с Михаилом Боярским начали жить вместе, а официально расписались в 1977 году. Во время съемок в "Старшем сыне" Николай Караченцов расписался с Людмилой Поргиной. Оба брака оказались крепкими, что в актерской среде было редкостью.

Фильм принес успех еще 20-летнему студенту ГИТИСа Владимиру Изотову, сыгравшему Васеньку. Ему прочили успешную кинокарьеру, но у него не сложилось. 

Фильм "Старший сын" не только заслужил любовь миллионов зрителей, но и завоевал несколько наград: премию за лучший сценарий и приз Интервидения на международном кинофестивале телевизионных фильмов в Праге в 1976 году, знак лауреата на заводском смотре-конкурсе произведений ленинградских кинематографистов в 1977 году. К сожалению, об успехе экранизации пьесы драматург не узнал.

Пробить разрешение на съемки фильма по другой пьесе Вампилова "Уитиная охота" было непросто. На одном из банкетов он рассказал о своем замысле одному большому начальнику из Гостелерадио, он ему и пьесу пересказал. 

Скоро Мельникову позвонили из Останкино и сказали, что ему дали "добро" на съемки фильма. Редактор, который курировал выпуск фильмов, сразу предупредил режиссера, что они поступят по-хитрому: пусть Мельников снимает свое кино, "а что оно снято по Вампилову, начальство будет как бы не в курсе, для вида вас потом пожурят за это самовольство".

Режиссер подбирал только надежных актеров, чтобы не болтнули лишнего, а то один звонок и не будет никакого фильма. Помогла в этом и неразбериха в руководстве. Тогда Объединение телефильмов подчинялось и руководству "Ленфильма", и Комитету по телевидению и радиовещанию, которое было в Москве. Кто и за производство какого фильма отвечал, они и сами бывало путали. В итоге ленинградские чиновники решили, что разрешение дала Москва, а московские решили, что вся ответственность на "Ленфильме".

Евгений Леонов согласился играть сразу, Юрий Богатырев очень хотел играть Зилова, и был разочарован, что роль досталась Олегу Далю. В порыве эмоций он даже отказался от роли Саяпина. Тогда Мельников устроил ему быстрые пробы, после которых Богатырев понял сам, что он не Зилов. Николай Бурляев, Ирина Купченко, Наталья Гундарева согласились на съемки без лишних вопросов.

Дешевая гостиница и съемочная площадка - это все, что окружало Олега Даля несколько месяцев. Он был полностью сосредоточен на роли. В те месяцы он был Зиловым, а не Далем, а после этой роли был опустошен, отказывался от многих ролей. После Зилова другие роли ему были просто неинтересны.

Картину в Останкино приняли хорошо. Виталий Мельников рассказывал, что "после многолюдной премьеры я приехал в Останкино узнать, когда фильм выйдет в эфир. Меня уверили, что начальство только и ждёт удобного момента, чтоб выпустить картину, но "момент как раз сейчас неудачный, и международное положение тоже". Потом на ТВ ждали "удобного момента" ровно восемь лет, до самой перестройки"

Написать, что Олег Даль очень сильно переживал запрет фильма, это не написать ничего. Мельников вспоминал, что Даль в ту пору напоминал солдата, который вернулся после войны, и не мог найти себе места в мирной жизни. Он не дожил до премьеры фильма, которая состоялась только 5 июня 1987 года. На всесоюзном фестивале телевизионных фильмов ему был присужден приз "За лучшую мужскую роль" - это была единственная награда Олега Ивановича Даля, и то посмертная.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также