24 июня 1925 года началась история Иркутского аэропорта

24 июня 2025

24 июня 1925 года в Иркутске на самодельную полосу приземлились шесть самолётов агитационного перелёта Москва — Улан-Батор — Пекин.

аэро

Фото из газеты «Власть труда» от  24 июня 1925 года

Перелёт осуществлялся на четырёх отечественных (два R1, один R1 и АК) и двух немецких самолётах «Юнкерс». Руководил экспедицией Исаак Павлович Шмидт, 17 июля 1925 года его наградили орденом Красного Знамени. 

В ночь на 21 июня экспедиция вылетела из Ново-Николаевска в Красноярск, утром 23 июня летчики вылетели из Красноярска в Нижнеудинск. Полет был сложный из-за лесных пожаров, но все приземлились успешно. В 18 часов был торжественный митинг. Утром 24 июня самолеты взяли курс на Иркутск. 

В состав экспедиции входили 20 человек, из них шесть летчиков - Михаил Громов (1899-1985, в 1934 году удостоен звания Героя Советского Союза), Михаил Волковойнов (1894-1933, заслуженный летчик СССР, погиб во время испытания самолета), Аркадий Екатов (1897-1941, погиб во время испытательного полета за три месяца до начала войны), И. К. Поляков, Никита Найденов (1892-1961, известный конькобежец, чемпион РСФСР) и Апполинарий Томашевский (1890-1926, покончил собой при неизвестных обстоятельствах).

Фото из газеты «Власть труда» от  27 июня 1925 года

Помимо летчиков, в экспедиции были шесть механиков Е.В. Родзевич, В.П. Кузнецов, Ф.М. Маликов, И.В. Михеев, В.В. Осипов, В.П. Камышев, пять журналистов Владимир Михельс («Известия ЦИК СССР»), Григорий Розенблат («Правда», погиб в 1926 году при авиакатастрофе), Зинаида Рихтер (Российское телеграфное агентство РОСТА), Александр Лебеденко («Ленинградская правда»), военный журналист Осадчий, а также представители Акционерного общества «Пролетарское кино» - режиссер Владимир Шнейдеров и оператор Георгий Блюм, снявшие фильм «Великий перелет».

Иркутян оповещали о времени прибытия экспедиции аншлагами и листовками. 1 770 человек были доставлены на аэродром бесплатно: 1 000 человек - из профсоюзов, 300 - от железнодорожников, 300 - по линии губернского образования, 80 - от ГИК и политехникума, 90 - от губкома партии и комсомола. 

От бывшего Сукачёвского сквера до аэродрома через каждые три часа ходил пароход. Было подготовлено шесть автомобилей для участников перелёта.

Во время ожидания эскадрильи на аэродроме в Боково были устроены летучие митинги. Их проводили  Мельников, Резников, Писецкий и Катышев. Везде продавали материалы Авиохима.

В 1928 году на Ангаре организовали гидроаэродром, а в 1929 году была открыта первая почтовая авиалиния Москва – Иркутск.

В 06:00 часов утра собрались тысячи иркутян. В 07:35 показался первый самолет. В 08:00 часов все самолеты выстроились на аэродроме. Летчиков приветствовали секретарь иркутского губернского комитета партии Андрей Гриневич и заместитель председателя уездного исполкома Дядькин. От летчиков всех поблагодарил Исаак Шмидт. Он рассказал о каждом летчике. Играл духовой оркестр, велась киносъемка. Вечером 24 июня праздник прошел и на городском стадионе по ул. Карла Маркса. 

Несколько дней шли экскурсии для иркутян, которые могли посмотреть самолеты. Полет продолжился в сторону Верхнеудинска 30 июня. 

В 1930-е годы иркутские летчики участвовали в спасении челюскинцев. Маврикий Слепнев и Иван Доронин стали Героями Советского Союза, именем Доронина была названа улица в центре города (с 1961 года - улица Российская). К 1933 году авиаперевозки перенесли на аэродром у Красных казарм (нынешняя территория аэропорта).

К началу Великой Отечественной войны аэропорт был оснащен современной авиационной техникой, в достаточной степени укомплектован личным составом. Иркутские авиаторы храбро сражались на фронтах войны. Семеро иркутских летчиков стали Героями Советского Союза.

После войны возобновились регулярные рейсы. В 1954 году аэропорт получил статус международного. В 1956 году здесь впервые приземлился реактивный ТУ-104, открыв первую в СССР реактивную авиалинию Москва – Иркутск.

Фото из фондов Государственного архива Иркутской области

В XXI веке произошли существенные изменения и в инфраструктуре аэропорта: удлинена взлетно-посадочная полоса, установлено новое свето-сигнальное оборудование. Сегодня аэропорт обслуживает 4 млн пассажиров в год и имеет три терминала – для внутренних и международных рейсов.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также