Тайшет: из рабочего поселка в настоящий город

24 июля 2018

У каждого из городов области своя история. Кто-то начинал острогом в XVII веке, кто-то – почтовой станцией в середине XVIII-го, но большинство городов – это советские комсомольские стройки. У Тайшета сложная история.

тайшет

ИА Тайшет24 подготовило небольшой исторический очерк о событиях 1938 года, который «Глагол. Иркутское обозрение» с большим интересом возьмет в свою коллекцию.

Постановлением ВЦИК СССР 2 марта 1938 года рабочий поселок Тайшет был отнесен к категории городов районного подчинения. 1 февраля 1963 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР было изменено его административное подчинение из районного переведен в областное.

О том что изменение статуса - процесс долгий, свидетельствуют документы городского архива. В фонде № P-77 исполкома Тайшетского городского совета народных депутатов хранится уникальное дело № 1, содержащее документы, касающиеся перевода рабочего поселка Тайшет в город. Открывается оно выпиской из протокола заседания президиума Тайшетского поселкового совета № 9 от 2 июня 1937 года, подписанной председателем поселкового совета Сенниковым и секретарем Соколовым, где президиум поручил «бюро инвентаризации (т. Янушковскому В. И.) включить в план работы составление проекта о переводе рабочего поселка Тайшет в город».

Листы 4-6 дела - это «примерный план докладной записки по вопросу организации N-ского рабочего поселка», на котором сделана следующая отметка, что получен «лично в облисполкоме 17/4-1937 г. З. Офингенден».

25 июня 1937 года Зинаиде Давыдовне Офингенден выдано удостоверение, по которому ей разрешалось «получать официальные сведения от всех учреждении, предприятий и организации, находящихся на территории раб. пос. Тайшет, об их росте, количестве рабочей силы, капиталовложениях, пропускной способности, годовой продукции, грузообороте, коммунальном устройстве, реализации продукции, статистико-экономические сведения по населению и прочие сведения, связанные с составлением технико-экономического обоснования к проекту перевода раб. пос. Тайшет в город».

По датам подшитых к делу справок, служебных записок, сведений можно определить, что сбор соответствующей информации был проведен в течение июля, но на фирменных бланках из 77 справок оформлены только две. Первая принадлежит уполномоченному комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов при Совете народных комиссаров по Тайшетскому району Восточно-Сибирского края, вторая - тайшетскому отделению Государственного банка СССР (улица Почтовой, 104, телефон № 13, в штате были 23 специалиста и один ученик).

Читая остальные справки, невольно сочувствуешь незнакомой Зинаиде Давыдовне, как она разбирала эти не слишком разборчивые карандашные записи на листках бумаги в клетку, линейку, разного формата, часто на обороте всевозможных бланков. Справка тайшетского лесозавода Востсибтранслестреста написана на акте приемки работ, жилищно-ремонтной конторы станции Тайшет на путевой телеграмме для нечетных поездов, районного зоотехнического отдела на обратной стороне извещения-обязательства, которым жителю села устанавливался план выращивания молодняка.

Кроме технико-экономических сведений к делу приобщен протокол общего собрания рабочих и служащих тайшетского лесозавода от 19 июля 1937 года, которые одобряли решение пленума поселкового совета о переводе поселка Тайшет в город, справедливо считая, что реорганизация увеличит возможности развития Тайшета как в экономической, так и в социально-культурной сферах.

В течение месяца был подготовлен проект докладной записки об изменении статуса поселка. Документ показывал, что Тайшет являлся районным центром, где сосредоточено руководство сельским хозяйством, промышленностью и лесозаготовками района, он имел реальные перспективы дальнейшего роста. Импульсом развития могло быть строительство Ленской железной дороги (Тайшет - Усть-Кут). В качестве обоснования к записке была подшита статья «Ленская магистраль» профессора Колосовского (газета «Гудок» от 23 июня 1937 года), в которой автор доказывал, что Ленская магистраль будет играть важную роль не только в развитии Сибири, но и восточной и северо-восточной окраины страны.

По его мнению, район Ленской железной дороги должен стать центром лесозаготовок. По предварительным подсчетам, грузооборот по направлению к Тайшету включал до 3 млн тонн лесных грузов с тенденцией значительного роста. Кроме вывозки леса, Ленская дорога, проходящая мимо крупнейших железорудных месторождений Ангаро-Илимского района, могла быть использована для перевозки руды в Кузбасс. Весь грузопоток шел бы через станцию Тайшет, что позволило бы ей вырасти в крупный железнодорожный узел и стимулировало развитие промышленности. Численность населения могла увеличиться до 24 100 человек.

Расчеты профессора Н. Колосовского, 3инаиды Офингенден велись на пятилетнюю перспективу, и конечно, они не могли предвидеть, что под все проекты мирной жизни уже подложен взрывной механизм воины.

Бывшее торговое здание купца Зюзенцева Аза пять лет до войны, в июле 1937 года, рабочий поселок Тайшет имел 14 200 жителей, 27 улиц протяженностью 40 километров. Общий объем поселкового бюджета составлял 230,3 тысячи рублей. На территории Тайшета находились 129 организаций и учреждений. Основные производственные предприятия - лесозавод, шпалопропиточный и кирпичный заводы, железнодорожная станция Тайшет, паровозное депо, вагоноремонтный пункт, первая дистанция пути, первый строительный участок.

Кроме того, свой вклад в развитие экономики Тайшета вносили элеватор, обслуживающий Тайшетский и Шиткинский районы, промыслово-кооперативная артель «Красный кустарь», объединяющая сапожное, пимокатное, швейное, деревообделочное производство, торгово-производственная артель инвалидов «Сибиряк», промартель «Сибиряк», мельница, нефтебаза, заготовительные организации, сельхозартель «Лучи социализма», машинно-тракторная станция. Рабочие и служащие имели коров (1 660 голов, 379 коз и овец, 261 свиней и 171 лошадей. Сейчас трудно представить, что не было ни одного легкового автомобиля или автобуса, только 21 грузовик.

В городе работали четыре школы (одна начальная татарская), три клуба, 18 красных уголков, три библиотеки, почта, районная больница, две амбулатории, два детских сада и двое яслей, 18 магазинов, три бани, три парикмахерских, две столовых и пельменная, две пекарни. Электроэнергию вырабатывали две железнодорожных электростанции мощностью 120 и 240 киловатт, кроме того, для нужд поселка давала электроэнергию мельница. Выходила газета «Сталинский путь» тиражом 1 515 экземпляров.

Это только некоторые цифры и факты из докладной записки, обосновывающей изменение статуса. С позиций сегодняшнего дня можно судить, в чем правы оказались ее составители, а в чем ошибались. Судя по подлиннику проекта записки, старший техник поссовета Зинаида Офингенден была грамотным специалистом, имела аккуратный четкий почерк, выверенные орфография и пунктуация.

Докладная записка была утверждена на заседании президиума поселкового Совета 2 августа 1937 года. Два экземпляра были направлены в облисполком и ВЦИК РСФСР, еще один передан на хранение.

Результатом всех хлопот 2 марта 1938 года Тайшет стал городом. Первый горожанин появился на свет в тот же день, в семье Ивановых, Андрея Ивановича и Александры Ильиничны, его назвали Владимиром. На следующий день, 3 марта, родилась Таисия Герасимовна Асотова.

                                  ИА Тайшет 24 по материалам книги «Тайшет – город стальных магистралей»

Фото из архива ИА Тайшет24

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также