Издательство «МИФ»

Елена Кутергина: Здание автостанции Братска пустят с молотка

На очередных депутатских слушаниях в Братске вчера прогремела новость, что мэрия Братска хочет продать здание автовокзала за жалкие 4 млн рублей. Уже нашелся инвестор, который не прочь его взять с условием вложений в обновление здания, но в дело вступили некоторые депутаты, которые считают, что автостанция должна быть муниципальной и должна органично развиваться, поскольку объект этот имеет всё же в первую очередь социальную, а не коммерческую значимость.

Тема очень неоднозначная. Но для меня лично важная и интересная. Последние полгода жизнь прочно связала меня с тремя автостанциями - Братска, Тулуна и Иркутска. И есть, что и с чем сравнить, над чем порассуждать, а также обозначить своё видение развития таких объектов.

Любая городская автостанция выполняет множество функций, в том числе чисто социальных. Здание автовокзала в России никогда не станет красивым стерильным местом отдыха, пеленания детей и т.д., хотя бы потому, что часто оно выполняет функцию городской ночлежки. И честно говоря, я лояльно к этому отношусь, как и многие жители России, потому что альтернатив для людей без определенного места жительства не создано. И в Братске, и в Иркутске, и даже в смытой автостанции Тулуна всегда собираются бомжи, городские сумасшедшие, вечные пыльные странники, и всегда залы ожидания будут местом, где не слишком комфортно и хорошо для всех. Поэтому говорить о развитии именно зала автостанции, не слишком, мне кажется, своевременно. Не будет там никогда как в Дубае или Бангкоке. Говорить нужно о развитии локации в целом, а это - отдельная проблема, которая требует серьезного подхода, местами — даже силового. 

Иркутск развивается

В Иркутске мне понравилось, что теперь там сделаны отдельные перроны, к которым пассажиры проходят через турникет, не так как раньше - садились в междугородние автобусы как попало, как сейчас это делается в Братске.

В Иркутске автовокзал «начинен» цивилизованной торговлей, общепитом, всё просторно и ухоженно, неподалеку - хостелы и гостиницы. За последние 15 лет, считаю, автостанция Иркутска шагнула далеко вперед.

Тулун восстанавливается

В Тулуне, понятное дело, всё смыло водой, новую автостанцию слепили в зоне отчуждения временно, там небольшая касса и несколько кафе в павильонах, но даже там сделаны неплохие фишки: везде висит расписание автобусов, телефоны касс, в город приезжает очень много людей  со всей страны и даже из-за границы, зачастую - на общественном транспорте, и город откликнулся на потребность - автостанцией пользоваться вполне удобно. Уличных туалетов достаточно, это гораздо лучше, чем было раньше, если об уличном туалете в Сибири можно говорить вообще в положительном контексте, конечно.

Братск стагнирует

И, наконец, Братск. У Братской автостанции - своя специфика. Братск - город огромных расстояний и город дачников. Город, притягивающий северян, жителей деревни, близлежащих городов. Автостанция - большой перевалочный пункт, где главное и основное - это не здание автовокзала и магазины, а непосредственно работа городского и междугороднего транспорта. Толку от красивой автостанции, когда в дачный автобус не могут влезть все пассажиры? Драки и скандалы в высокий сезон там - обычное дело. Именно неразвитость городского транспорта убивает автостанцию, и ничто иное.

Здание автостанции, на мой взгляд, мало востребовано в принципе. И из-за причин, обозначенных ранее - неуютность, и из-за обилия торговли, общепита, стихийных паврковок вокруг здания. Не знаю, кто это разрешил, но сейчас братская автостанция буквально усеяна павильонами, какими-то кассами, полулегальными этническими кафе. Добавляет хаоса грязный узбекский рынок. По всем углам устроены отхожие места для таксистов. Антисанитария страшная. Заглянула во многие углы - на моих глазах люди мочились прямо на улице, а рядом - какое-нибудь кафе. Нормально? Цивилизованно? Плохо чистится снег, кучи навалены прямо на пешеходные дорожки, очень небезопасно даже для меня, а что говорить о стариках?

Из-за такого раздрая совершенно не осталось мест для нормальных перронов, а также парковок для такси. Сейчас автобусы и легковые авто встают где придется, особенно что касается междугородних маршрутов. Никаких указателей, понимания, что именно здесь остановка - нет. И пока ты идешь на автобус, тебя будут буквально «давить» таксисты. Это дикий бардак.

Поэтому, когда я читаю, что некоторые депутаты опечалены фактом продажи здания, хочу спросить, особенно у депутатов, которые по 2-3 срока уже в думе: а что вы сделали, чтобы изменить положение на братской автостанции? Сколько жалоб в Роспотребнадзор направили? Сколько проверок градостроительного комитета организовали? Сколько прокурорских проверок проведено? Были ли предложения включить городскую автостанцию в проект «Комфортная городская среда»? Думаю, ничего этого никогда не делалось. А теперь, посыпая голову пеплом, страдаем над пустующим зданием. Это странно.

Городскую автостанцию необходимо реформировать и перестраивать полностью. В первую очередь, приводить в порядок рынок и убирать нагромождения в виде павильонов и стихийных кафе, расширяя места для перронов и парковок. Это автостанция, а не магазин - приоритет у автобусов, машин и пассажиров. Вот это нужно понять и принять. А уж потом говорить о красоте и функциональности здания.

Здание, конечно, можно не продавать, но наша мэрия - плохой управленец, все это знают. Частный инвестор мог бы улучшить здание, но при условии некоторых обременений и поддержки в виде изменения назначения земельных участков вокруг здания. В свое время мэр Иркутска Бердников так и развивал городские пространства: отдавая землю или здание в частные руки, он настаивал, чтобы собственник делал сквер или какое-то масштабное благоустройство. Тем самым, кстати, нажил себе немало врагов. Наш мэр любит со всеми дружить и на такие шаги не пойдет.

Если автовокзал будет развиваться именно как автовокзал, то почему бы его и не продать? Но мы же понимаем, что этого не будет. От покраски и новой плитки внутри здания ситуация не изменится. 

Если же оставить в муниципальной собственности и хотя бы раз всерьез взяться за объект, то туда можно привлечь и федеральное финансирование, и средства спонсоров, чтобы качественно реконструировать объект и прилегающую территорию. Сделать обязательно хорошие туалеты, душевые, комнаты отдыха, гостиницы - те сервисы, которые нужны путнику. 

Но, повторюсь, без хорошо развитой сети автотранспорта и комфортной общей территории любые преобразования будут мало интересны жителям. Поэтому, резюмируя, в текущей ситуации здание действительно проще продать. Пусть там появится хоть ремонт, хоть что-то новое и свежее. Сам муниципалитет реформы и качественные подходы, увы, генерировать пока не способен. 
Автор: Елена Кутергина

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

25.03.2020


Новости партнеров

Северная столица

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

Юбилей актрисы Тамары Панасюк

Тайшетские школьники нарисовали победу

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»