Издательство «МИФ»

Иркутскому аэропорту исполнилось 95 лет

24 июня 1925 года. Иркутская аэростанция, принимает 6 самолетов – участников перелета Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. Перелет, который показал мировой общественности высокий уровень развития отечественной авиации. С момента посадки самолетов в нашем городе принято считать начало истории Иркутского аэропорта. Прошло ровно 95 лет. 

Первым начальником аэропорта был Александр Вениаминович Попов. Он начал летать с 1916 года на самолетах "Фарман" и "Ньюпор", в 1917 году окончил курсы повы­шения квалификации во Франции и полу­чил высокое звание пилота международного класса, подтвержденное свидетельством и отличительным нагрудным знаком. Газета "Власть труда" писала: "Ночь с 23 на 24 июня. У всех на душе слегка тревожно. Возле редакции "Власть труда" толпятся люди. Еще с вечера над домами пролетел "Сопвич". Весь город следил за самолетом. Неожиданно у крыла самолета что-то лопнуло и белым дождем полетело вниз. Это были листовки авиахима. Люди хватали их на лету, в листовках сообщалось, что завтра на Боковском аэро­дроме должна приземлиться группа самолетов, выполняющих перелет Москва - Пекин.

Еще по городу каланчист не пробил четыре часа, а на центральной, Маркса, бывшей Большой, кое-где уже мель­кают человеческие фигурки, в половине пятого у городского театра, губпрофсовета скопились толпы людей. День обещает быть хорошим. Грузовики набиты битком. Все спешат на аэро­дром. На Ангаре - глухой рев парохода. У Иркутного моста с пыхтением движется паровоз, в сторону Боково в одиночку и группами движутся пешеходы, велосипедисты, автомобили. Тепло, на аэродроме уже много народу, играют аж три оркестра, поле пестрит от праздничных разноцветных рубашек и платков. Издалека по Московскому тракту длинной вереницей органи­зованно со знаменами движутся колонны. Далее из Михеевских лагерей стройными рядами проходят серо-зеленые части Крас­ной Армии.

На аэродроме нам сообщают: первый самолет вылетел из Нижнеудинска в 3 часа 10 минут. Летят вдоль железной дороги. Для летчиков это самый хороший ориентир. Около бензиновой землянки стоит наш "Сопвич". Помощник начальника желез­ной дороги оборудовал у землянки полевой телефон. По линии до самого Нижнеудинска дано распоряжение с каждой станции сообщать о пролетающих самолетах. Распорядитель встречи Мельников мечется по аэродрому. Чтобы умерить напор толпы - цепью раскинулись части Красной Армии.

Звонок телефона. Говорят из Заларей. Эскадрилья пролетела в 06:15. Через несколько минут - новый звонок. "В 6 часов 52 минуты эскадрилья пролетела Черемхово", "7 час. 2 минуты. Пролетели станцию Половину".

- Алло! Станция Мальта. Пролетели...

- Алло! Китой. Пролетели в 7 часов 20 минут.

На всех концах поля запалили костры, чтобы по дыму эскад­рилья определила аэродром.

- Алло! Станция Батарейная. Пролетели... Это уже совсем близко. Всего несколько верст. Все люди на аэродроме смотрят в одну точку. Вдруг неожиданно на горизонте появляются четыре движущиеся точки. Сделав несколько кру­гов над городом, самолеты приближаются к аэродрому. Издали они похожи на больших распластавших крылья птиц. Ниже, ниже. Аэродром замер. Легко коснувшись колесами земли, само­лет несется по полю. Затем делает круг и заворачивает к месту стоянки. Матовый круг вращающегося пропеллера. На крыльях повисло несколько человек.

- Держи его!

Куда там. Колыхая крыльями, самолет подбегает к бензино­вой будке и останавливается. Над аэродромом разносится громо­вое:

- Уррра! Уррра!

Гремят оркестры. На аэродром садятся остальные самолеты. Из кабинки под громкие крики выходит начальник экспедиции товарищ Шмидт. Комендант иркутского аэродрома в Боково товарищ А. В. Попов и начальник 3-го участка воздухопути делают ему рапорт.

По аэродрому, словно прибой, разносится громовое "ура!". Так Иркутск встретил на своем аэродроме участников перелета. А потом с аэродрома Боково начались регулярные полеты по сибирским трассам. Так, на самолете "Моссовет" Ю-13 в августе 1928 года был выпол­нен первый почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск - Бодайбо. 30 декабря 1954 года Иркутскому аэропорту присваивается статус международного. 26 декабря 2007 года аэропорт Иркутск принял миллионного пассажира.

В 1934 году в городе запускается авиационный завод, кото­рый в последующие годы выпустил более двадцати типов само­летов, машины поставлялись не только на внутренний рынок, в тридцати семи странах четырех континентов летали и летают наши иркутские "воздушные корабли".

По материалам книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

Фото из Иркипедии

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

25.06.2020


Новости партнеров

Территория развития

Байкал. Целиком и навсегда

Уличная шахматная доска установлена в центре Иркутска

Романтика Второго Иркутска: голубевод Владимир Колодкин о любимых птицах

Уроженцу Киренска, популярному актеру Леониду Кулагину - 80 лет!

Да Бохан их знает: юные КВНщики из бурятского поселка приняли участие в телепроекте

На всем пространстве СНГ оказалось два мужика - Лукашенко и Боровский

Иркутск после апокалипсиса времен Степана Шоболова

Выпускники лицея ИГУ провели свой «Последний звонок» в Minecraft

Актёр иркутского драмтеатра Яков Воронов отмечает шестьдесят пятый день рождения

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»

На окраине Новосибирска произошла «битва за последнюю бутылку»