Издательство «МИФ»

Иркутскому аэропорту исполнилось 95 лет

24 июня 1925 года. Иркутская аэростанция, принимает 6 самолетов – участников перелета Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио. Перелет, который показал мировой общественности высокий уровень развития отечественной авиации. С момента посадки самолетов в нашем городе принято считать начало истории Иркутского аэропорта. Прошло ровно 95 лет. 

Первым начальником аэропорта был Александр Вениаминович Попов. Он начал летать с 1916 года на самолетах "Фарман" и "Ньюпор", в 1917 году окончил курсы повы­шения квалификации во Франции и полу­чил высокое звание пилота международного класса, подтвержденное свидетельством и отличительным нагрудным знаком. Газета "Власть труда" писала: "Ночь с 23 на 24 июня. У всех на душе слегка тревожно. Возле редакции "Власть труда" толпятся люди. Еще с вечера над домами пролетел "Сопвич". Весь город следил за самолетом. Неожиданно у крыла самолета что-то лопнуло и белым дождем полетело вниз. Это были листовки авиахима. Люди хватали их на лету, в листовках сообщалось, что завтра на Боковском аэро­дроме должна приземлиться группа самолетов, выполняющих перелет Москва - Пекин.

Еще по городу каланчист не пробил четыре часа, а на центральной, Маркса, бывшей Большой, кое-где уже мель­кают человеческие фигурки, в половине пятого у городского театра, губпрофсовета скопились толпы людей. День обещает быть хорошим. Грузовики набиты битком. Все спешат на аэро­дром. На Ангаре - глухой рев парохода. У Иркутного моста с пыхтением движется паровоз, в сторону Боково в одиночку и группами движутся пешеходы, велосипедисты, автомобили. Тепло, на аэродроме уже много народу, играют аж три оркестра, поле пестрит от праздничных разноцветных рубашек и платков. Издалека по Московскому тракту длинной вереницей органи­зованно со знаменами движутся колонны. Далее из Михеевских лагерей стройными рядами проходят серо-зеленые части Крас­ной Армии.

На аэродроме нам сообщают: первый самолет вылетел из Нижнеудинска в 3 часа 10 минут. Летят вдоль железной дороги. Для летчиков это самый хороший ориентир. Около бензиновой землянки стоит наш "Сопвич". Помощник начальника желез­ной дороги оборудовал у землянки полевой телефон. По линии до самого Нижнеудинска дано распоряжение с каждой станции сообщать о пролетающих самолетах. Распорядитель встречи Мельников мечется по аэродрому. Чтобы умерить напор толпы - цепью раскинулись части Красной Армии.

Звонок телефона. Говорят из Заларей. Эскадрилья пролетела в 06:15. Через несколько минут - новый звонок. "В 6 часов 52 минуты эскадрилья пролетела Черемхово", "7 час. 2 минуты. Пролетели станцию Половину".

- Алло! Станция Мальта. Пролетели...

- Алло! Китой. Пролетели в 7 часов 20 минут.

На всех концах поля запалили костры, чтобы по дыму эскад­рилья определила аэродром.

- Алло! Станция Батарейная. Пролетели... Это уже совсем близко. Всего несколько верст. Все люди на аэродроме смотрят в одну точку. Вдруг неожиданно на горизонте появляются четыре движущиеся точки. Сделав несколько кру­гов над городом, самолеты приближаются к аэродрому. Издали они похожи на больших распластавших крылья птиц. Ниже, ниже. Аэродром замер. Легко коснувшись колесами земли, само­лет несется по полю. Затем делает круг и заворачивает к месту стоянки. Матовый круг вращающегося пропеллера. На крыльях повисло несколько человек.

- Держи его!

Куда там. Колыхая крыльями, самолет подбегает к бензино­вой будке и останавливается. Над аэродромом разносится громо­вое:

- Уррра! Уррра!

Гремят оркестры. На аэродром садятся остальные самолеты. Из кабинки под громкие крики выходит начальник экспедиции товарищ Шмидт. Комендант иркутского аэродрома в Боково товарищ А. В. Попов и начальник 3-го участка воздухопути делают ему рапорт.

По аэродрому, словно прибой, разносится громовое "ура!". Так Иркутск встретил на своем аэродроме участников перелета. А потом с аэродрома Боково начались регулярные полеты по сибирским трассам. Так, на самолете "Моссовет" Ю-13 в августе 1928 года был выпол­нен первый почтово-пассажирский рейс по гидроавиалинии Иркутск - Бодайбо. 30 декабря 1954 года Иркутскому аэропорту присваивается статус международного. 26 декабря 2007 года аэропорт Иркутск принял миллионного пассажира.

В 1934 году в городе запускается авиационный завод, кото­рый в последующие годы выпустил более двадцати типов само­летов, машины поставлялись не только на внутренний рынок, в тридцати семи странах четырех континентов летали и летают наши иркутские "воздушные корабли".

По материалам книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

Фото из Иркипедии

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

25.06.2020


Новости партнеров

Территория развития