Владимир Ходий: Как в 1939 году Иркутск стал прифронтовым городом

Владимир Ходий
Владимир Ходий
25 августа 2024

Шло лето 1939 года. На реке Халхин-Гол в соседней Монголии развернулось сражение между советско-монгольскими войсками и вооружёнными силами Японии.

вов

Наш авиационный завод тогда производил серийно самолет СБ - скоростной бомбардировщик, разработанный в ОКБ А.Туполева. С 1936 по 1940 годы авиация Красной Армии получила его от иркутян в количестве 837 единиц. За ними на завод прилетали, в частности, Герои Советского Союза Яков Смушкаевич, Григорий Кравченко, Сергей Грицевец. Приезжал, как свидетельствует историк и летописец Юрий Колмаков, и командующий армейской группой на территории Монгольской Народной Республики комкор Георгий Жуков.

Был задействован в этих событиях и расположенный рядом с авиационным другой режимный завод - автотанкоремонтный №104. Только в одном сражении под Баин-Цаганом с нашей и японской сторон участвовало около 400 танков и бронемашин. Вместе с поврежденной техникой в Иркутск стали прибывать демобилизованные танкисты, участники боевых действий, и работать на заводе слесарями-сборщиками танкоремонтного цеха.

Прошел год с небольшим, наступил следующий - 1941-й. Накануне 104-му утвердили программу по ремонту 140 танков, 150 танковых моторов, 1 500 автомобилей и 100 бензоцистерн. Однако не успело предприятие развернуться для ее выполнения, как грянула Великая Отечественная война, и поступил приказ перепрофилировать завод на выпуск самолетных агрегатов, то есть стать филиалом авиационного.

Тем временем комсомольцы еще одного иркутского завода - имени Куйбышева - выступили с инициативой собрать средства на строительство колонны танков для воюющего фронта. Молодежь авиационного не только поддержала эту инициативу, но и предложила построить колонну у себя, поскольку на складах филиала сохранилось несколько бронекорпусов танков, а также двигателей, коробок передач и редукторов привода колесного хода, радиаторов и других механизмов ходовой части. 

Недостающие узлы заполучили в воинских частях Забайкальского военного округа, где хранилась поврежденная в боях с японцами боевая техника. И в мае 1942 года первая колонна «Иркутский комсомолец» в составе шести танков БТ-5 и двух Т-26 отправилась на запад.

И еще события на Халхин-Голе и Великую Отечественную войну связывает то, что еще в 1939 году в Иркутске в здании финансово-экономического института располагался эвакуационный госпиталь по лечению раненых бойцов Красной Армии.

Автор: Владимир Ходий, журналист, собкор ТАСС в 1981-2011 годах

На фото: Иркутск в конце 1930-х. Здание Сибирского финансово-экономического института. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также