«Иван Васильевич меняет профессию»: пятьдесят лет на экране
26 сентября 2023
Легендарному фильму Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» исполнилось 50 лет. В 1973 году он стал лидером кинопроката, его посмотрели более 60 млн зрителей.
27 сентября 1973 года первый анонс о выходе фильма Леонида Гайдая вышел в газете «Ангарские огни», а с 8 октября фильм стал демонстрироваться в двух (большом и малом) залах кинотеатра «Гигант» по четырнадцать сеансов в день. На следующий день его можно было посмотреть в других кинотеатрах Иркутска и Ангарска, а после 12 октября – в городах и районах области.
Пьеса Михаила Булгакова «Иван Васильевич» была написана в 1935 году, но впервые была опубликована только тридцать лет спустя. К идее снять фильм об Иване Грозном Леонида Гайдая подтолкнула не столько пьеса, сколько спектакль по ней, который тогда был поставлен в Театре киноактера. В массовке на пиру у Грозного играла молодая актриса Нина Маслова, которая позднее исполнила в фильме роль царицы Марфы Васильевны.
В журнале «Советский экран» был опубликован фоторепортаж «Царь Иван Грозный гуляет по современной Москве». Тогда царя изображал актер Аркадий Толбухин, он играл Грозного в спектакле. Увидев текст с фотографией, Леонид Гайдай захотел переместить государя из XVI века в Москву шестидесятых годов XX века.
В роли царя и советского интеллигента Бунши Леонид Гайдай видел Юрия Никулина, но артист отказался. Нина Павловна Гребешкова, жена Гайдая, предполагает, что Никулин не верил в то, фильм по пьесе фактически запрещенного Булгакова выпустят на экраны. По другой версии, Юрий Никулин слыл человеком со сложным характером, он всегда спорил с режиссерами, и Гайдай пригласил актер Театра Вахтангова Юрия Яковлева. А тот вскоре стал знаменитым на весь Советский Союз.
В пробах также участвовали Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев и Георгий Вицин. Требовался мощный, многоплановый артист, который мог органично вписаться в два противоположных образа - государя и мелкого склочника-управдома.
Сам Яковлев позднее вспоминал, что перед ним стояла непростая задача - сыграть в одном гриме двух разных людей: «Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать».
Актриса Наталья Селезнева сыграла Зину, жену Шурика. По ее признанию, она с юности была влюблена в Юрия Яковлева. На съемках актриса впервые работала на одной площадке со своим кумиром, ее вдохновляли его импровизации. Именно Яковлев придумал играть в «ладушки» с царицей, включить в хореографию чарльстон, а также шептать что-то смешное на ухо героине. Что говорил Иван Грозный Зине Тимофеевой, актриса открыла секрет: «Он меня звал «Наташка» и говорил мне: «Наташка, у меня 10 минут, я опаздываю на спектакль!» Я понимала, что такое опоздать на спектакль, но при этом мне надо было безудержно кокетничать и хохотать».
Говорят, что из комедии было вырезано много эпизодов по соображениям цензуры. Например, эпизод, где Иван Грозный жарит котлеты на горелке. Однако худсовету просто показалось, что сцена не вписывается в динамику повествования, и Гайдай согласился.
Как рассказал историк кино, режиссер Александр Шпагин в интервью «Вечерней Москве»: «В случае с «Иваном Васильевичем» Гайдаю удалось далеко уйти от оригинала и сделать последнюю смешную комедию в СССР - с «фирменным» юмором, который всегда опирается на определенные архетипы и недостатки нашей жизни, поэтому социально очень узнаваем. Причем у Гайдая получается не просто фельетон на злобу дня, а целая панорама жизни, которую интересно смотреть в любую эпоху».
Актриса Нина Маслова, сыгравшая царицу Марфу Васильевну, жену Ивана Грозного, вспоминала, что угощения на столе были настоящие - и стерлядь, и закуски: «И икру я ела ложками, она тоже была настоящая. Уже позже я узнала, что Леонид Гайдай лично внес какую-то сумму в организацию этого роскошного стола. Ему было важно,чтобы все выглядело достоверно».
Песню «Звенит январская вьюга» должна была спеть София Ротару. Гайдай предложил записать ее, но голос молодой певицы не понравился кинорежиссеру: низкий тембр голоса и излишняя проникновенность не сочетались с внешностью актрисы Натальи Селезневой. Затем Гайдай пригласил Нину Бродскую.
«Не приставай к царю!». Эта реплика стала крылатой в исполнении авантюриста Жоржа Милославского, с чьей ролью отлично справился Леонид Куравлев, который выиграл кинопробы у Андрея Миронова.
А фраза «Поелику мы зело на самолет опаздываем», что в переводе означает «Поскольку мы очень на самолет опаздываем», принадлежит режиссеру Карпу Якину, которого исполнил Михаил Пуговкин. Многих членов худсовета насторожило, что их коллегу будет играть актер комедийного амплуа. Кандидатуру Пуговкина отстоял Григорий Чухрай: «Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются». После выхода фильма на экраны многие подметили, что персонаж Якин получился меткой карикатурой на мэтра советского кино режиссера Ивана Пырьева.
«Мой аппарат, Зиночка, меня прославит. И тебя тоже» - так персонаж Александра Демьяненко, инженер Тимофеев, представляет жене Зине свое сенсационное изобретение - машину времени. Для создания этой декорации Гайдай пригласил настоящих ученых, но они сделали что-то совершенно некиношное, похожее на компьютер. Довести «машину» до ума помог скульптор Вячеслав Почечуев. Он взял за образец самогонный аппарат из короткометражки Гайдая «Самогонщики». Некоторые детали для устройства были изготовлены из стекла, чтобы выглядело более эффектно.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!