Карл Каль жил в Иркутске с 1909 по 1911-й год...

В 1969 году художник Михаил Таболкин принес в Приморскую галерею пять этюдов в очень плохом состоянии. На всех стояла подпись – "Каль". Он нашел эти работы на свалке, когда в гостинице "Интурист", которая теперь называется "Версаль", делали ремонт, то ветхие заплесневевшие картины просто выбросили. 

"Этюд с кленом и хатой" имеет реставрационный паспорт за №1. Это означает, что реставрационная мастерская во Владивостоке начинала работу именно с произведения Карла Каля.

Сегодня картины Карла Каля успешно продаются на аукционах Лондона, Нью-Йорка, Копенгагена, а на родине лишь начинают по крупицам восстанавливать подробности его биографии. Сегодня мы знаем нем меньше, чем он того заслуживает. Большинство работ Каля разошлись по частным галереям и коллекциям мира. Самая большая коллекция работ Карла Николаевича в России в Приморской галерее – 12 живописных произведений. 

Карл Каль родился в 1873 году в Риге. После окончания мужской гимназии решил профессионально заняться живописью. В те годы многие начинающие художники отправлялись учиться в Европу. В 1892 году Карл поступил в Дюссельдорфскую Академию художеств, которая славилась школой пейзажной живописи. За шесть лет обучения Каль впитал идеи импрессионизма, пополнив ряды художников, которые создадут русский импрессионизм.

После окончания академии Каль приехал в Витебск, где тогда кипела художественная жизнь. За два года до этого здесь поселился Илья Репин, и его пригородная усадьба Здравнево стала местом встречи знаменитых художников. В 1897 году свою школу-студию в городе открыл учитель Марка Шагала Юрий Пэн, она стала первым еврейским художественным училищем в России.

Каль писал картины, которые выставлялись в столице. С 1897 года в залах Императорской Академии художеств проводились сезонные выставки. В 1904 году лучшие произведения поехали на всемирную выставку в Сент-Луис, она была смотром достижений мирового искусства. Работу Каля "Конец летнего дня" международное жюри удостоило серебряной медали. 

А потом он покинул Витебск. Причина неизвестна, но возможно, что это связано с годами первой русской революции. Следующее упоминание о художнике мы находим в Томске. Известно, что в 1909 году состоялась "выставка томских художников К. Н. Каля и С.М. Прохорова", а в собрании Томского художественного музея нашли один из этюдов Каля этого периода. 

Затем Каль переехал в Иркутск, где тяжело заболел и вынужден был устроиться на работу контролером. К сожалению, это самый неизвестный период истории его биографии. В 1911 году Каль из Иркутска уехал во Владивосток.

На Дальний Восток Каль приехал вместе с женой Марией Мартыновной, латышкой родом из Риги, которая была младше мужа на десять лет. На новом месте бездетные супруги очень подружились с семьей Карла Яниса, служившего по коммерческой части. Янис был эстонцем, и по дальневосточным меркам они с Калем считались земляками. Жена Яниса Лидия Николаевна Хемниц работала кассиром в немецкой торговой фирме, магазине "Кунст и Альберс", в совершенстве владела немецким языком, много читала, была интересным собеседником. А поскольку Лидия Николаевна была лишь на пять лет младше Марии Мартыновны, им легко было найти общий язык. В 1913 году Каль, занимавшийся исключительно пейзажами, написал портрет Лидии Хемниц.

Для владивостокских художников картины Каля стали откровением. "На выставке есть несколько этюдов разных авторов, подражающих в технике письма, в гармонии красок и тонов работам г. Каля", – писала газета "Дальневосточный мир" в 1914 году. Карл стал проводником импрессионизма на Дальнем Востоке.

В годы революции и интервенции во Владивосток перебралось множество художников из европейской части России. Художественная жизнь в городе просто кипела. Только в 1919 году здесь состоялось семь выставок – больше, чем за всю предыдущую историю Владивостока. Особенно динамично развивался авангард. Ярко заявили о себе футуристы Леонид Бурлюк и Виктор Пальмов. Но новые веяния не повлияли на стиль Каля. Павел Иванов вспоминал, что когда футуристы провозглашались самыми близкими новому искусству, Каль находился как-то в стороне, ибо искусство Бурлюка, Пальмова было ему непонятно и чуждо.

А потом пришла новая власть. В 1924 году состоялась групповая выставка картин в помещении Губпартклуба – первая выставка художников после установления советской власти. На ней были представлены и работы Каля. Но "новые" зрители воспринимали "старое" искусстве не столь благосклонно: в газете "Красное знамя" резюмировали, что "большинство художников живут вне времени и пространства".

С созданием в 1926 году Дальневосточного края административным центром региона стал Хабаровск. Туда переехали и все краевые художественные выставки. На четвертой выставке в октябре 1935 года  работы Каля были представлены в последний раз: сам художник уже пребывал в местах не столь отдаленных. Его обвинили в тесной связи с японцами, якобы работавшими на разведку, и с немецким консульством во Владивостоке: "От немецкого консула Кастнер Каль получал деньги и подарки в виде продуктов, без наличия на то официальных причин". Главным доказательством вины стало то, что Каль приютил в своем доме давнего приятеля и даже дал ему рекомендательную записку к знакомому японцу со связями.

Каль не признал вины и ничего не подписал. Однако это не помешало вынести суровый приговор не только самому художнику, но и его жене Марии Мартыновне. Она поплатилась за то, что наносила светские визиты вместе с мужем, заботилась о его благополучии и радушно принимала гостей. Их приговорили к пяти годам заключения в исправительно-трудовых лагерях и пяти годам поражения в правах. В 1936 году Дальневосточному художественному музею в Хабаровске была передана "как дар автора" работа Каля "Осенний пейзаж". 

Из письма Каля директору музея Петру Покровскому: "Получил Ваше письмо от 17-го мая, благодарю за хлопоты с моими картинами и прошу распорядиться ими таким образом: одну из трех картин по собственному выбору оставить для музея, остальные продать и деньги прислать мне сюда. Если не удастся их сейчас продать, то прошу оставить картины у себя и выставить на следующей выставке...В случае моей смерти прошу все переслать моей жене Марии Мартыновне Каль, которая находится так же в лагере". Обратный адрес: Мариинск, Томская область, 1-е Мариинское отделение Сиблага Н.К.В.Д., Барак №10, Колонна 6-я.

Из лагеря Каль уже не вернулся. 3 декабря 1937 года художник был арестован второй раз и обвинен в шпионаже в пользу германской разведки. 3 января 1938 года Карла Каля приговорили к высшей мере наказания, 20 января приговор был приведен в исполнение. Судьбу мужа разделила и Мария Мартыновна.

В феврале 1965 года Каль был реабилитирован Военной коллегией Верховного суда СССР. 

На фото одна из работ Карла Каля 

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Подписывайтесь на наш Instagram

26.11.2021


Новости партнеров