"Колл-центр" Наташи Меркуловой и Алексея Чупова

В марте на телеканале ТНТ вышел сериал "Колл-центр", который возмутил часть зрителей насилием, прямотой и натурализмом. По сюжету сотрудники колл-центра секс-шопа оказываются в плену у  загадочных  террористов с компьютерными голосами Мамы и Папы, которые обещают убить заложников через восемь часов, если они не сыграют в игру вроде тех, что составляли сюжет фильма "Пила". Журналист "Медузы" Мария Лащева поговорила с режиссерами фильма - уроженкой Иркутской области Наташей  Меркуловой и ее супругом и партнером по работе Алексеем Чуповым, которые известны любителям кино по фильмам "Интимные места", "Гоголь", Человек, который удивил всех". "Глагол" публикует отрывки из этого интервью.

Наташа Меркулова: "Мы первый раз снимали такую штуковину народную, и народ откликнулся. Мы с  Лешей отследили главную мысль - людям нравятся сильные эмоции. Многие писали - спасибо, вы  скрасили две недели моего карантина. Скрасили?! Меня эта формулировка больше всего удивила.  Потому что мы страшно переживали, что в такое трудное время выходит наш, прямо скажем, невеселый сериал. Но оказалось, что многим зрителям это помогло выйти из депрессивной колеи. Они погрузились в безумный мир "Колл-центра" и на время забылись. Многие зрители писали, что их нынешнее карантинное положение - ерунда по сравнению с тем, что пришлось пережить персонажам сериала...Это было для нас открытием. Хотя я считаю, что любой триллер или хоррор имеет психотерапевтический эффект. Он заставляет испугаться, пережить сильные эмоции и тем самым - очистить нервную систему. Есть целое исследование на тему психотерапии хорроров и триллеров. Несколько недель назад, когда мир был другим - мне казалось, что слишком сильно сгустилось политическое напряжение, социальное, бытовое, а наша история хороша для мирной жизни с латентным напряжением, тревожностью и конфликтами.

Конечно, у нас много заложено и черной комедии, и иронии. Была даже комическая пара, которая отвечала за юмор - Виталик и Яна. Специально для разрядки. На фестивале в Эстонии "Темные ночи" мы  наблюдали за залом и видели, как зрители благодарно смеются в момент разрядки. Мы поняли, что в  любом хорроре и триллере должно быть место шутке.

У нас в сериале главные злодеи - Мама и Папа, это звучит прямым текстом, это проговорено. Наши герои либо родители, либо дети. Внутри истории каждого героя тоже все завязано на семейной драме -  дисфункции внутри семьи. Нам казалось, что из этого вороха материала вырастает образ тоталитарной матери, которая таким перверсивным способом управляет своими детьми, пытаясь их перевоспитать. Об этом не сказал ни один кинокритик, и это очень жаль, по-моему, это очень доступная мысль.

В жизни мы повсюду сталкиваемся с иерархией, но в семье она самая жесткая. Семья - по-прежнему  самая жизнеспособная система, с которой начинается путь любого человека, мы все стартуем из этой ячейки. И сценарий этой конкретной семьи ее члены будут выполнять до конца жизни. Он может быть удачным, гармоничным, а может быть ущербным и подавляющим. Нелегко распознать и изменить негативный сценарий и начать жить с чистого листа. Вот про такие вещи мы и хотели рассказать.

Наши герои в сериале находятся внутри закрытого пространства, такие психологические эксперименты еще в конце 1980-х в Америке проводились. Люди моментально разбирают себе ролевые модели - заприте вы вместе от трех человек до бесконечности - они начинают по этим моделям, как поезда, двигаться, и удивительно, насколько компания из десяти человек похожа на компанию из ста или тысячи, никаких различий. Всегда появится лидер - будут те, кто за него, и те, кто против, - и оппозиция. Это классическая социальная модель.

Более двух месяцев напряжения, чтобы зритель поверил в то, что происходит. Это не ситком, не романтическая комедия, а другой, сложный психологически, жанр. Я думаю, что голливудские актеры точно так же играют в триллерах и имеют потом дело с таким посттравматическим синдромом. Хотя, возможно, в их киношколах учат абстрагироваться. Я думала, в наших киновузах есть такой предмет, но оказалось, что нет. У нас, наоборот, считается, что это круто и по Станиславскому, когда ты вводишь себя в определенное состояние, которое помогает тебе играть. Думаю, в будущем нужно иметь в штате психолога, который будет в конце смены снимать напряжение у актеров. Но напряжение, кстати, и мы  получили. Наверное, это логично после такого проекта, сразу нельзя прыгнуть в следующий, надо немножко прийти в себя".

Алексей Чупов: "Впервые мы получили такую большую аудиторию и такую большую обратную связь, так что у нас была возможность прочитать сотни отзывов. И зрители очень многое замечают, даже то, что мы не замечаем. Какие-то мелочи в кадре.

Интересно, что развязка очень разочаровала мужчин, которые ждали разгадки в стиле Эркюля Пуаро: мы такие умные, мы смотрели, думали, и мы практически уже догадались, а вы нас, суки, обломали. А женщинам, наоборот, развязка понравилась, возможно, потому что за ней стояла история, которая их взволновала". 

Напомним, что мировая премьера сериала состоялась на международном кинофестивале Black Nights Film Festival в Таллине в ноябре 2019 года. Российская презентация прошла 20 марта в Москве. В сериале сыграли Павел Табаков, Владимир Яглыч, Юлия Хлынина, Сабина Ахмедова и другие актеры. Вы еще не смотрели сериал? Тогда он идет к вам. 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

27.04.2020


Новости партнеров

Киноразговоры