Ника Песчинская: Иркутску необходимо спортивное СМИ
28 июля 2022
За последний год в Иркутске сильно сократилось количество материалов о спорте. Об этом в специальной колонке спортивный журналист Ника Песчинская.
За последний год в Иркутске сильно сократилось количество материалов о спорте. С мая 2021 года не выходит газета «Наша Сибскана». В газете «Иркутск» была спортивная полоса, ее вела Элина Халтанова, но с весны 2021 года не выходит. Андрей Семакин много лет вел спортивную рубрику в газете «Копейка» – она тоже закрылась. Сайт «Байкал24.Спорт» имеет минимальное финансирование.
На телевидении новости спорта периодически выходят, но этого катастрофически мало. Эфир ограничен.
С апреля выходит программа «Энергия спорта» с Аленой Миромановой, но участие в ней платное, и это можно понять, телевидение – дорогостоящая вещь.
Тогда как интернет-издание, способное заняться параллельно спецпроектами, может в значительной мере решить вопрос. Даже один человек на зарплате может очень много сделать в плане освещения спорта. Если же это будет команда 2-3 человека, или дополнительное финансирование для оплаты труда нештатников и спецпроектов, Иркутская область окажется далеко впереди большинства регионов.
Меня тут спросили: а если открыть издание, кто будет в нем писать? Народ-то уходит из профессии. Так это как раз и есть одна из главных задач: дать народу возможность публиковаться и работать, хотя бы за гонорары, если уж не в штате. А студентам - где-то практиковаться.
А вот полностью моя аргументация в пользу создания, это то, что я озвучила на заседании Общественной палаты Иркутской области.
Зачем нужна спортивная журналистика?
1. Историческая ценность, создание базы. История города и региона – это в том числе и история спорта и достижений. Не сохраняя подробности, мы теряем историю. Многое уже упущено, но многое еще можно спасти. Множество соревнований освещаются очень слабо или вообще никак. А журналисты, работая на соревнованиях, создают бесценную базу: интервью, аналитика, репортажи. Нет журналистов – нет информации.
2. Портреты людей: интервью, биографии. Спортивная информация не устаревает: те, кто сейчас выступает в детских и молодежных соревнованиях, спустя годы будут представлять сборную России, займут посты тренеров, руководителей клубов, федераций. Кроме того, эти люди – часть истории Иркутска и области. Они уходят из жизни, и никто уже не возьмет интервью у тех, кто ковал славу спорта в Приангарья. Но многое еще можно застать сейчас – только надо этим заниматься.
3. Передача опыта. Лучшие спортсмены, тренеры и руководители отличаются тем, что у них обычно есть свои методики, свои секреты мастерства, которые они готовы передать. Но кто-то же должен их выслушать и записать! Этим должна заниматься пресса.
4. Мотивационная часть. Мало просто дать информацию – надо подавать ее таким образом, чтобы людям захотелось немедленно пойти на стадионы, привести детей в секции. Зажигать и мотивировать – вот задача журналиста, и очень важная. Пресс-релизы на такое не способны.
5. Создание истинной картины происходящего в спорте. В наше время проблемы нередко предпочитают не решать, а прятать – как мусор под ковриком. До правительства редко доходят эти подробности, руководство считает своим долгом «не волновать начальство по пустякам». А когда прогремит очередной скандал, начальство удивляется: «Откуда столько проблем? Ведь докладывали, что все хорошо». Спортивному журналистику стекается огромное количество информации, и он видит более полную картину. Знать ее, чтобы не доводить до взрыва – правительство и министерство спорта тоже в этом заинтересовано. И помочь им в этом может спортивная пресса.
6. Спецпроекты. Спортивные журналисты во все времена отличались активностью в общественной жизни: проведение турниров, организация конкурсов, мастер-классов, конференций, создание документальных фильмов о спорте, поездки на турниры и освещение выездных мероприятий. Но это возможно при условии поддержки. Так как поиск заказов отнимает гораздо времени, чем само исполнение заказов. А имея стабильное финансирование, журналисты могут принести много пользы спорту, помимо его освещения.
7. Возможность студентам факультетов журналистики стажироваться и получать опыт.
В министерстве спорта Иркутской области не видят в этом проблемы. Министр спорта Павел Богатырев считает, что здесь нужна работа с федерациями, которые будут более активно предоставлять свои новости для пресс-службы. Публикация и рассылка пресс-релизов заменит спортивных журналистов.
Но это разные вещи. Релизы – это всего лишь сигнал для прессы о событии, о том, что можно написать хороший материал. Второе: в редакциях, не имея денег на оплату работы авторов, ставят эти релизы вместо материалов. Сухие, скучные релизы не набирают просмотров, и редакторы говорят: «Вот видите, ваш спорт никому не интересен, с темой спорта мы работать не будем». Замкнутый круг! Но если предлагать интересные, живые материал – репортажи, интервью, аналитику – то редакторы ставят их с удовольствием. Правда, бесплатно, как мы уже писали: денег на гонорары нет. Кто должен взять на себя финансовую сторону вопроса?
На наш взгляд, ответ очевиден: то, кто проводит соревнования, должен заниматься и их обслуживанием. Проведение соревнований, аренда помещений, поездки, медицина, зарплата, форма – все это министерство спорта берет на себя. Но вот освещение почему-то решило отдать на откуп частникам.
Это в корне неверно!
Частные издания – это бизнес, который должен зарабатывать. Не секрет, что гораздо больше внимания собирают негативные материалы: скандалы, катастрофы, драки, смертельные случаи, незаконные увольнения, коррупция, воровство и так далее. Пример: про финансовый крах иркутского футбольного «Зенита» не писал только о ленивый. А про победы команды – практически никто.
Такие новости тоже нужны, не спорим. Но если делать на них упор (а сейчас в Иркутске так и происходит), то они формируют негативный облик спорта в целом.
Тогда как положительные материалы мотивируют людей, вызывают желание пойти на стадион в качестве болельщиков или заняться самим, привести детей в секцию, помощь в создании команды, поддержать финансово спорт. И рассказывать о нем профессионально должны те, кто это умеет – журналисты.
Но «добрый» спорт не так доходен, как плохие новости. Он почти не приносит дивидендов. Но здесь нельзя мерить рублем! Библиотеки и музеи не так прибыльны, но нельзя закрыть библиотеки и открыть на их месте торговые центры! Так и спорт – это социальное явление, он нужен народу.
Задача государства – патриотическое воспитание, агитация и пропаганда спорта и здорового образа жизни. И в сложившейся ситуации только бюджетное финансирование может решить этот вопрос и сделать стабильным.
Автор: Ника Песчинская, спортивный журналист
Фото из соцсетей автора
Возрастное ограничение: 16+
Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!