Территория БАМа: как туркмены построили станцию Ларба

28 июля 2024

Глагол38 продолжает исторические рассказ о том, как полвека назад началось строительство Байкало-Амурской магистрали.

бам

Читайте про станции Усть-КутЗвезднаяНияКиренгаУльканКунермаГоуджекит и ГранитныйСеверобайкальскКичераАнгояНовый УоянКюхельбекерскаяСеверомуйскТаксимоКуандаЛеприндо и КодарНовая ЧараИкабьяХани, Юктали.

Ларба - поселок в Амурской области, расположен в 133 км к западу от районного центра – города Тында. Название Ларба в переводе с эвенкийского означает «рогатулина», так как устье Ларбы при впадении в реку Нюкжа напоминает рогатулину.

Поселок был основан в 1975 году бойцами отряда «Московский комсомолец» во главе с командиром Олегом Ашкинази. Согласно постановлению о строительстве БАМа, численность населения поселка должна была быть 500 человек, для чего планировалось построить 3,6 тысяч квадратных метров жилья, общественный центр, баню, начальную школу, фельдшерско-акушерский пункт, детские ясли. 

Вокзал поселка должен был вмещать 50 пассажиров. Железнодорожная станция Ларба расположена на 2 216 км БАМа. Она была открыта в 1984 году.

Шефами строительства Ларбы должна была стать Удмуртская АССР, однако по факту стала Туркменская ССР. Также в поселке Ларба в разное время дислоцировались строительные организации: СМП-573, Горем-28 (трест «Тындатрансстрой»), механизированные колонны треста «Бамстроймеханизация».

В ноябре 1979 года на станции Ларба вступил в строй временный щебеночный завод, который должен был обеспечить строителей участка Ларба - Усть-Нюкжа. В Ноябре 1980 года было открыто постоянное движение поездов по 130-километровому участку Тында-Ларба, соединивший стальными рельсами также поселки Хорогочи и Кувыкта.

На станции Ларба «серебряное звено» как лучшей на центральном участке БАМа было поручено уложить бригаде «бронепоезда» (головного ремонтно-восстановительного поезда) ГОРЕМ №28 Ивана Варшавского (на фото).

Поселок представляет собой несколько панельных пятиэтажных домов серии 122-БАМ, расположившихся компактно недалеко от здания железнодорожного вокзала. Здесь же в шаговой доступности находятся ФАП, здание торгово-общественного центра, школа. Центральной артерией поселка является улица Мира, вытянувшаяся вдоль железной дороги и автодублера БАМа.

Значительный вклад в строительную историю станции внесли работники «бамовского» подразделения министерства строительства Туркменской ССР. Сегодня туркменский след в истории Ларбы заметен прежде всего в своеобразной архитектуре и орнаментальном оформлении вокзального здания, главный зал которого украшают мозаичные работы «Туркменка» и «Природа Туркменистана» авторства М. Гочмурадова. 


Верхняя часть облицована темным мрамором, нижняя - белым. Да и весь поселок родом из солнечного Тукменистана. Ведь детальный план Ларбы создан коллективом проектировщиков ашхабадского института «Туркменгоспроект».

В центре вокзала возвышается стела, которая напоминает облик вокзала Тында.

По материалам Николая Байкалова, Бурятский государственный университет, портал БАМ сквозь пространство и время, портала «Стройка всех народов», собств. источникам. 

Фото из открытых интернет-источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также