Борис Краинский: «Востсибсоль» - имя собственное

Борис Краинский
Борис Краинский
29 января 2024

Остров Варничный в Усолье-Сибирском сотню лет назад являлся главной промышленной зоной. Этот статус, пусть и неофициальный, он получил в годы первых пятилеток.

варничный

На месте старого солепромысла был создан новый механизированный сользавод, сооружение которого пришлось на вторую пятилетку. Новый завод получил и новое название - «Востсибсоль», ставшее на некоторое время для него именем собственным.

На архивном снимке (см. фото) мы видим один из участков нового предприятия. Эта механическая мастерская, появившаяся в его составе в связи с резко возросшей технической оснащенностью производства и переходом на более прогрессивные технологии выварки соли.

Конечно, выигрыш был очевидным. Техническое перевооружение позволило улучшить качество соли и увеличить ее добычу - с 25 тысяч тонн в 1930 году до 80 тысяч тонн в 1939 году.

Были оборудованы 32 выварных чрена, оснащенных механическими мешалками. Механизировали выгрузку соли. К варницам подвели узкоколейки для подвозки топлива, реконструировали рассолопровод, соорудили железнодорожный мост через первую протоку Ангары, построили лесопилку. И самое главное, удалось перейти на более эффективную технологию с применением насыщенных рассолов.

Не стоит забывать и о том, что в ту пору на Варничном немалое хозяйство имел еще и коллектив «Союзсольсбыта». Он располагал мастерскими, складскими помещениями, конюшней.

В годы первых пятилеток в стране появилась сеть специализированных контор, таких, как «Союзсольсбыт». Имея разницу в названиях, занимались они общим делом - организацией сбыта и поставками потребителям, в розничную сеть различных видов продовольствия, промышленных товаров и изделий. В названии конторы и находила отражение ее специализация.

Как правило, большинство из них имели подразделения там, где выпускалась готовая продукция. Вот и в Усолье «Союзсольсбыт» располагал на Варничном прочной базой для поставок соли по сибирским и дальневосточным регионам.

Дальним потребителям отправка соли велась уже по железной дороге или водным путем по Ангаре. Ведь с появлением нового мехзавода через первую протоку Ангары вскоре был построен и железнодорожный мост. Он связал Варничный с "большой землей", где еще в начале 20-х годов появилась подъездная ветка с выходом на Транссиб.

Одним словом, на Варничным ветер перемен, вызванных первыми пятилетками, сливался со свежим дыханием Ангары и соснового бора на Красном острове. И это было чудесно...

Автор: Борис Краинский, журналист. Фото из архива автора. 

Возрастное ограничение: 16+

Все статьи автора
В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также