Издательство «МИФ»

Все крупные наводнения в истории Тулуна

29 июля 1980 года в Тулуне пошел дождь. За неделю выпало три четверти годового плана. Река Ия вышла из берегов, поднявшись почти на десять метров. Это был первый случай в истории города. Старожилы помнили наводнение 1937 года, но так высоко тогда вода не поднялась.

4 августа Ия вышла на пик – 9 м 74 см, а потом стала понемногу спадать. По счастливой случайности все обошлось без жертв. Самым популярным видом транспорта тогда были моторные лодки и лодки-амфибии. Продукты доставляли на вертолетах.

А потом было время восстановления производства. Больше всего пострадала кондитерская фабрика: под воду ушла котельная. Однако рабочие успели спасти 52 тонны сахара, 40 тонн муки, восемь тонн печенья. Весь затопленным стоял и тулунский коопзверпромхоз. Чудом сохранился лесопильный цех.

Четыре года спустя все повторилось. 18-20 июля 1984 года началось страшное наводнение, которое затронуло не только Тулунский, но и Зиминский, Нижнеудинский и Чунский районы. Наводнению предшествовала полуторамесячная засуха, урожай был плохой. Так, селяне убирали 8-9 центнеров сена с гектара. А потом начались обильные дожди. Вода поднялась к пятиэтажкам, триста частных домов оказались под водой. С лица был стерт целый микрорайон Гидролизный. Наводнение унесло 1800 тонн готового сена, было затоплено более 10 тысяч гектаров сенокосов и культурных пастбищ. Серьезно пострадали 360 семей.

Бюро обкома КПСС и Иркутский облисполком создали специальную комиссию во главе с председателем облисполкома Алексеем Ковальчуком и секретарем обкома партии Виктором Спириным. В комиссию вошли зампреды облисполкома Петр Мирошников и Лев Платонов, завотделом транспорта и связи обкома КПСС Борис Шергин, начальник управления сельского хозяйства исполкома Николай Левада, начальник Главвосибснаба В. Шишов, начальник ВСЖД Шалва Цинцадзе, начальник УВД области Геннадий Луценко.

Половина Тулуна вышло на восстановление города, отсыпали дороги на Евдокимово и Красный Октябрь. Сюда была брошена техника всех трех дорожных участков города. На помощь прибыл отряд автомобилистов из Братска. В совхозе «Приречный» была создана ремонтная бригада, которая за сутки восстановила мост на автодороге Одон-Едогон. Отряд из Ийиского леспромхоза вел восстановительные работы на дороге Аршан – Харантей, разбирали заломы на дорогу Уйгат – Красное озеро, налаживали паром на дороге Красное озеро – Евдокимово. Райпотребсоюз открыл временные магазин, поскольку все были затоплены.

Городской комитет партии поддержал инициативу стекольного завода, лесопромышленников и обычных горожан отработать один день бесплатно в фонд помощи от наводнения.

Власти приняли решение о строительстве дамбы на реке Ия. Двадцать два года все было относительно спокойно, но тринадцать лет назад, летом 2006 года, на город обрушилось сразу два наводнения: в июне и июле. К тому времени существующая дамба была серьезно разрушена, а вся прибрежная зона размыта, была затоплена центральная часть города и федеральная трасса М-53, город фактически был обездвижен. Пострадали более 250 домов и приусадебных участков. Руководству города стихия наглядно продемонстрировала, что необходимо срочно решать вопрос реконструкции существующей дамбы и расчистки русла реки Ия. Проект дамбы стоил 52 млн рублей, и строительство растянулось на несколько лет.

И вот тебе лето-2019. Можно говорить, что это наводнение значительно крупнее, что было в истории города. 29 июня река Ия поднялась почти на четырнадцать метров.

Алексей Петров, по материалам «Хроники Приангарья»

Фото наводнения города Тулуна 1980 года из открытых источников


Aliexpress WW

29.06.2019

Наводнение-2019