Иркутск Константина Померанцева
30 марта 2024
30 марта 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения известного живописца, скульптора и архитектора Константина Иннокентьевича Померанцева.
Константин Померанцев родился 30 март 1884 года в семье чиновника. В 1893–1897 годах учился в Красноярской мужской гимназии. А в 1900 году семья переехала в Верхоленский уезд Иркутской губернии, правда ненадолго, поскольку через шесть лет умер отец, а в семье было много детей, и было принято решение уехать в Иркутск.
Здесь Константин окончил горное училище (1902–1907), но параллельно занимался в классах рисования и живописи выпускника Московского училища живописи и ваяния Алексея Федоровича Лытнева. Тогда же 19-летний Константин стал участником первой передвижной художественной выставки для Сибири.
Скорее всего, именно Лытнев убедил Константина продолжить обучение в Москве. Померанцев учился в 1908-1910 годах в художественном училище Федора Ивановича Рерберга, «хорошего ухудожника и чудесного человека» (так говорили о нем) и брал уроки у известного скульптора Анны Семеновны Голубкиной.
Но семья звала в Сибирь, и он вернулся в Иркутск. Работал помощником контролера в Контроле Забайкальской железной дороги (1910–1920).
Это был один из самых ярких период в жизни молодого художника. Выставок было много на площадке ВСОИРГО, а также передвижные художественные выставки по Сибири 1911-1914 годов, выставки Иркутского общества художников 1915-1917 годов, выставки картин сибирских художников в Иркутске 1912 года, выставки Приамурского края в честь 300–летия царствования дома Романовых в 1913 году, где Померанцев был удостоен похвального листа, выставки Томского общества любителей художеств 1913-1916 годов, благотворительная картинная выставка в Иркутске в 1915 году, выставки 1916-1917 годов в Красноярске, выставка Томских рисовальных классов 1917 года. И это совсем неполный список, где можно было увидеть работы талантливого художника.
В 1914–1916 годах Померанцев иллюстрировал иркутский железнодорожный журнал «Спутники», «Иркутская незабудка», «Маленький железнодорожник», издания книгоиздательства «Ирисы», которые издавались Михаилом Евстигнеевичем Стожем.
В 1915 году в городе образовано Иркутское общество художников, и Померанцев - один из его учредителей, член правления, а в начале 1920-х годов - председатель общества.
С приходом советской власти он работал хранителем художественно–исторического отделения (картинной галереи) областного музея, преподавал в художественной студии при политотделе Пятой Армии. Он продолжал активно участвовать в выставках, а в 1923 году провел в Иркутске свою первую персональную выставку.
Он много пишет, изображает Байкал. Так, в 1924 году появилась его известная работа «Легенда Байкала».
Он дружил с Рерихом, и это видно по его картинам. Это были годы, когда он в полной мере был увлечен живописью и скульптурой, графикой и архитектурой, занимался исследованиями древнерусского искусства.
В 1925 году Константин Померанцев оформил в китайском стиле фасад и интерьер магазина «Чаеуправления» на перекрестке улиц Карла Маркса и Урицкого, но до нынешнего времени он не сохранился.
А потом начался долгий его монгольский период жизни. В 1926 году правительство Монголии пригласило иркутского художника создать памятник Сухэ-Батору, и поездка затянулась на тринадцать лет. Возможно, это спасло его от репрессий.
На фото: Константин Померанцев работает над монументом Сухэ-Батору
За это время он побывал художником–оформителем спектаклей театральной студии Народного дома и спектаклей образованного в 1931 году Государственного центрального народного театра Монголии, преподавал рисование, организовал и вел художественную студию и вместе с женой, художницей и скульптором Верой Шаршун провел несколько выставок.
Осенью 1939 Померанцев вернулся в Иркутск. Тогда город готовился к 20-летию «освобождения Сибири от колчаковщины», и там он выставил своих несколько работ, а уже в марте 1940 года в Иркутском художественном музее прошла его совместная с супругой Верой выставка произведений.
Вскоре Константин уехал из Иркутска. Четыре года он жил в селе Палех Ивановской области, где был директором местного музея и преподавателем художественного училища. Он писал статьи, участвовал в выставках в Иваново и вступил в местное отделение союза советских художников (1941). Но не забывал Иркутск, состоял в переписке с научным сотрудником, будущим директором Алексеем Фатьяновым.
«Вам я уже сообщал, что в музее остался один – как будет дальше, неизвестно. Перестроили ли или как перестраиваете музей на военный лад? Здесь сделали выставку на оборонную тему, в самом музее комнату сказок, былин и прочего тоже переделал на военную тему, имеющимися экспонатами и при содействии Товарищества художников. Но нового пока ничего нет».
Фото тех лет из архива Государственного музея Палехского искусства
В 1944 году Померанцев переехал в Курск, где участвовал в областной выставке курских художников, которая стала для него последней. 21 мая 1945 года он скончался в возрасте 61 год. Наследие Померанцева - это более 350 картин и работ, которые хранятся в различных музеях России и Монголии.
Верхнее фото - «Иркутский Кремль», 1923 год.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!