Зорикто Доржиев: кочевник между Москвой и Улан-Удэ

01 июля 2021

В иркутской галерее Виктора Бронштейна открылась выставка всемирно известного автора Зорикто Доржиева "Лесостепь".

доржиев

Впервые работы были презентованы на Венецианской биеналле в 2019 году, а теперь экспонируются в Иркутске. Ближайшие три месяца работы можно будет посмотреть в удобное для вас время. 

Редактор сайта-путеводителя "Байкальский фронтир" Екатерина Волгарева поговорила с мастером о его жизни и успехах. "Глагол" публикует отрывки из большого материала

Зорикто называет себя кочевником на два города, потому что живет между Москвой и Улан-Удэ. А до пандемии его деятельность была построена так, что он постоянно находился в пути, жил в разных городах по всему миру.

О творчестве

Тему Великой Степи я отчасти сформулировал сам еще в 2000-х годах, когда учился в Красноярске. И работы того периода были пронизаны этой идеей. В названии первых шести, а то и десяти выставок фигурировало слово “Степь”. Я же уехал из дома в Красноярск на шесть лет, очень скучал, ностальгировал. Для меня это был образ самоидентификации, к тому же, я говорил, что не мог в тот момент ощутить свое направление. А Степь - это очень понятный для меня образ. Если бы я был родом с Кавказа, например, то и лейтмотив был бы, наверное, другим, тем, который был бы близок. Тем не менее, это клише про “Великую Степь” я, безусловно, отчасти, создал сам.

Сейчас Степь идет некой темой по умолчанию. Я же изменил фокус. Раньше было созерцание внешнего мира - той самой Великой Степи, я был направлен вовне, а сейчас - внутрь. Исследование себя, своих ощущений, своих переживаний - вот что меня увлекает как художника в данный момент. Может быть, в этом я и не открою Америки, но, в конце концов, измененный мир заставляет нас погрузиться в себя. Мы все стали изолированными при том, что у нас есть доступ ко всему. И ситуация с коронавирусом только усилила этот процесс самоизучения. Теперь мне важно это, а степь ли, лес или горы - не так принципиально.

О культуре

В последние три-пять лет творческой среды в Улан-Удэ стало больше. Это не два-три интересных человека, а все двадцать! Уровень у них разный, но это как раз хорошо. Очень много кто занимается дизайном, граффити, графикой, работает со шрифтами или, например, компьютерными играми. Лет семь-десять назад на меня показывали пальцем как на молодого бурятского художника, а я смотрел вокруг и не знал, на кого еще опереться. Возможно, конечно, и тогда были авторы, но я не был в среде, жил в другом городе, не видел каких-то очень ярких примеров. Сейчас все гораздо интереснее, мне кажется. Хорошо, что и на политическом уровне развитие творчества поддерживается. Но самое главное, что на глазах выросло поколение людей, которые ничего не боятся. Я поражаюсь огромному количеству творческой молодежи с незашоренным взглядом. Сравниваю их путь со своим и понимаю, что для них сейчас все открыто. Это очень здорово!

О становлении личности

Когда я выбирал, кем стать, то особо и не думал. Были какие-то метания, но сразу было понятно, что это будет что-то, связанное с искусством. Когда постоянно находишься в творческой среде, она становится частью тебя. Ты уже и не можешь помыслить другой путь. А страха перед именем отца не было. У нас отличный контакт и как у коллег, и как у очень близких людей - мы это спокойно совмещаем.

В творческом процессе сразу было понятно поле деятельности, которое каждый из нас может охватить. И они не пересекаются. С детства я смотрел, как делает отец, и понимал, что я совершенно другой. Мой отец эмоциональный, ему для творчества нужен импульс. А я же наоборот долго анализирую, созерцаю и только после этого могу выдать результат. К слову, отец это сразу прекрасно понимал.

Что же касается копирования, то, наверное, в период обучения я неосознанно что-то заимствовал у отца. Но так происходит всегда - сначала ты цитируешь учителей, а я, можно сказать, с рождения жил в мастерской! До сих пор в семье хранятся мои детские рисунки, где я карандашами и фломастерами пытался копировать отцовские работы. Уже по тем рисункам, в общем, много что видно. Сейчас рисунки моих детей я тоже храню. Главное - не забывать их датировать.

О людях

Восхищение и восхваление нужны до какого-то предела. Потом замыливается глаз, просто перестаешь что-либо воспринимать. И вообще я очень боюсь и не пропускаю в себя слова - советы, похвалу и все прочее. Понимаете, чем популярнее становишься, тем больше людей попадает в твое поле. А так как творческий человек впитывает эмоции, этого можно не вынести. Я бы сказал, не перенести. Люди иногда обижаются, что я их не узнаю. Но это защита - я не держу такие события долго в себе.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также