В Галерее ДиаS с большим успехом проходит выставка, пропустить которую никак нельзя. Она удивительна. Это выставка «Тихие песни» иркутского художника Анастасии Ижганайтене. Удивительна она яркостью красок, выплесками цветовой энергии, манящими сочетаниями желтого, индиго, аметистового, фиолетового, оранжевого, лилового…
Народ, уставший от вынужденного отлучения от культурной жизни - походов в театры, музеи, концерты - вновь ожил и активизировался, поэтому в галерее большое оживление и настоящий праздник для души и для глаз. На полотнах Насти одни краски горят пожаром, другие умиротворяют и звучат тихой мелодией. Её кисть умеет собирать их в едином полотне так, что они сливаются в целостный гармоничный мир цвета и мощную симфонию звука. Это терапия искусством, впрыскивающая в нас гормон счастья и радости – серотонин. Именно то, что «доктор прописал» - своеобразная вакцина в борьбе с ненавистным ковидом, ведь то, что искусство лечит, известно всем, лечит душевно. Нам всегда необходимо видеть красивое, вдохновляться им и видеть не в одиночку, а всем вместе, обмениваться эмоциями, улыбаться и радоваться друг другу. Проверено. Если бы люди почаще пользовались такой терапией, они бы меньше болели.
Мир, который представила нам на выставке Анастасия - монументален, но не громоздок. В её работах есть необходимый воздух, и не глоток, а целое пространство, в котором тайна и загадка. На ее полотнах не просто люди, цветы, деревья, коты и птицы. Каждый образ несет идею, сформулированную цветом, размером, формой. Её образно-пластический язык глубоко индивидуален. Она щедро делится с нами своей любовью, своими снами, фантазиями, мыслями, порой грустными, порой веселыми, выплескивая весь свой восторг на холсты. Мы смотрим и погружаемся в колдовскую магию красоты, гармонии и тишины. Таково полотно «Тихие песни красного лета» - удивительно тонкая и эмоционально проникновенная работа, лирическое осознание мира и размышление о нём. Звучными аккордами цветовых переходов заявляет о себе «Остров», на котором встревоженные прекрасные птицы, разметав огромные крылья, мечутся над зелеными волнами. О чем они кричат? Кем потревожены? Символический смысл картины оставляет ощущение напряжения, какой-то внутренней нарастающей тревоги.
У каждой работы Насти есть второй план, а иногда и несколько внутренних, за которыми она скрывает потаенный смысл своих безмолвных вещей.
Тонким лириком предстает она в работе «Сад моего детства». Здесь и праздничное ликование цвета, и гармоничная плавность линий, и высокая поэзия. Мы чувствуем тишину сада, вдыхаем пряный, насыщенный ароматом цветов воздух, видим волшебный мир детства с его мечтами и фантазиями, и освещенную Луной тропинку, уютный дом, спрятавшийся в глубине. Покачиваясь на ветру, благоухают стройные мальвы, как верные стражи, охраняя мир давних воспоминаний. А над всем этим тихим безмолвием - небо с подрагивающими звездами.
Напротив этой поэтичной работы, по центру стены - внушительных размеров триптих, посвященный шишкинским писаницам.
Заглянувший на выставку историк, журналист и просто интеллектуал, вездесущий Алексей Петров не преминул возможностью задать автору несколько вопросов
- Настя, а почему вы выбрали именно такой сюжет для этого триптиха?
- Летом мне удалось поучаствовать в экспедиции, которую организовала Галерея Диас во главе с Дианой Салацкой. Мы были на пленэре в Анге, в Качугском районе, в верховьях реки Лены, где познакомились с памятниками древнего искусства-наскальными росписями, так называемыми Шишкинскими писаницами. Когда я их увидела, а после услышала их историю от археолога Ларисы Мельниковой, это было для меня настоящим открытием и потрясением. Рисункам-петроглифам почти 15 тысяч лет. Древние художники изобразили на скалах животных, людей, занятых охотой или плывущих в лодках. Рисунки запали мне в душу. Сразу на месте я сделала несколько этюдов, а по приезде домой начала работать над большим полотном, которое и превратилось потом в триптих.
- А сколько времени понадобилось, чтобы появилась эта прекрасная работа здесь в Галерее?
- Писала я примерно полтора месяца.
- Выставка шикарная, а эта работа просто удивительна! Я тебя поздравляю и спасибо за интервью.
Все работы Анастасии отличает необычайная внутренняя свобода и высокий артистизм исполнения. Характерной чертой её работ является эмоциональная основа, которая во многом определяется пристрастием художника к открытому, насыщенному, звонкому колориту, передающему восторг перед красотой окружающего мира и где нет ничего лишнего, ни малейшей фальши – ни в цвете, ни в рисунке.
Цвет является главным «персонажем» большинства её картин - сильный, мощный, даже неожиданный в бесконечном многообразии тончайших нюансов, сочетаний, сопоставлений и поистине беспредельной красочной гамме. Именно с помощью цвета она заставляет нас упиваться волшебством и сказочностью созданного ею мира. Цветом Настя владеет смело, свободно, непринужденно и раскованно и может сказать им всё – выразить самые затаенные чувства, душевное состояние и сердечные порывы.
При этом она в постоянном творческом поиске – идей, приемов, сюжетов. Её поиски похожи на большую удивительную дорогу, по которой чем дальше идёшь, тем больше видишь чудесного, и хочется идти без конца…».