85 лет назад родился выдающийся архитектор Владимир Павлов

02 апреля 2023

Владимир Азариевич Павлов в 1979-1986 годах был председателем правления Иркутской организации Союза архитекторов СССР.

павлов

Владимир Азариевич Павлов родился в 1938 году в Москве, вырос и получил образование в Ленинграде, а после получения диплома приехал в Иркутск, где в реализации нестандартных идей его в первое время поддерживал главный архитектор Иркутской области Борис Кербель, единомышленником и соратником был главный архитектор города Владимир Бух, а председатель горисполкома Николай Салацкий не мешал и просто доверился мастеру.

Полёт архитекторской мысли Павлова был жёстко ограничен требованиями типовой застройки, сейсмической защиты для зоны 8-балльных условий и, по выражению самого Павлова, «рамками существующего хозяйственного механизма», что при всей серьёзности только добавляло азарта в создании и отстаивании авторских решений в новаторском стиле необрутализм - одном из течений послевоенного модернизма, которое зародилось в 1950-е годы в США. Его особенностью выступали чёткие прямоугольные формы, демонстрация естественной грубой фактуры материалов и отказ от декоративных приёмов.

Несмотря на внешнее радушие, иркутяне к смелым проектам новатора относились с прохладой. Павлов решил встретиться с творческой интеллигенцией города в Доме писателей, где рассказал о дальнейших задумках. Свои возражения архитектору высказал Валентин Распутин, который критически отнёсся к монументальным объектам, разрушающим, по его мнению, сложившуюся архитектуру города.

На той встрече был писатель Валерий Хайрюзов, который вспоминает: «Ещё по приезду в город, Павлов был потрясен набережной Ангары, бывшей резиденцией генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева-Амурского, областным театром и стоящим рядом краеведческим музеем, на фронтоне которого были увековечены фамилии людей, чьим талантом и подвигами прирастала Российская империя. И тут же рядом топтались скособоченные дома, которым было уже далеко за сотню лет.

Разговор в Доме писателей был жёсткий, но доброжелательный. С Павловым пришли председатель облисполкома Алексей Михайлович Ковальчук, главный архитектор города Владимир Федорович Бух, а также управляющий трестом "Востоксибсантехмонтаж" Юрий Иванович Ковалёв

Как всякий талантливый творческий человек Владимир Азариевич был очень уязвим, и ожидал от встречи с писателями, тоже творческими людьми, именно понимания. Это были 80-е годы, уже много всего построено им было в городе, но общественного признания всё еще не ощущалось. Убедить писателей не получилось. 

Валентин Григорьевич считал, что Иркутск должен максимально сохраняться в дереве. Павлов, в свою очередь, указывал на практическую нецелесообразность деревянных жилых кварталов, особенно в центре города, ввиду их пожароопасности, отсутствии удобств, во многих случаях, и антисанитарии. Так и не встретив поддержки у творческих коллег, Павлов вскоре принял решение покинуть город. 

Я думаю, это была встреча, которая во многом и определила его отъезд. Сейчас, спустя время, я считаю, что наша вина в его отъезде конечно есть. Не поняли и не поддержали. Распутин тогда писал повесть о современной деревне «Пожар». А вскоре, пожар полыхал уже по всей России и те деревянные дома, которые отстаивал Валентин Григорьевич, начали гореть по всему Иркутску. Поджигали, чтобы переехать в благоустроенные квартиры, или чтобы освободить место под чей-то офис. Деревянный жилой фонд, в котором ютились люди, стал не нужен, слишком трудоёмко и дорого содержать его городу. Да и надо ли? Для памяти горожан и интересов туристов создан замечательный «130-й квартал», а людям в современном городе действительно удобней и безопасней жить в благоустроенных квартирах. Тем более, что постройки Павлова показали своё высокое качество. Ну а вопросы вкусов, как говорится, о них не спорят, это было его видение городской среды».

Коллеги архитектора делают акцент на особенном обаянии Павлова: «С заказчиками срабатывала следующая тактика. Павлов избегал обсуждать с ними архитектурные вопросы, переключая их внимание на функциональные, планировочные, экономические и другие технические преимущества своих предложений, вел себя при этом покладисто, где можно, уступал, шел на поддавки на заранее заготовленные позиции. Красноречие и убедительность, которыми он владел мастерски, как правило, завораживали заказчика, и он оказывался в сетях обольстителя».

В Иркутске открыли мемориальную доску архитектору Владимиру Павлову

Так, в здании жилого комплекса по заказу управления ВСЖД впервые в Иркутске была предложена подземная парковка, и это в то время, когда даже в Москве такие решения были в диковинку. Этот дом представлен в Архитектурном музее Чикаго, а в 1987 году объект признан лучшей постройкой года на всесоюзном смотре-конкурсе.

Жилые дома Иргиредмета, обкома КПСС, Академии наук, горкома, предложенные Павловым решения выводили их в разряд «элитного» жилья по своим функциональным и эксплуатационным характеристикам. Дом культуры Профсоюзов с каскадом фонтанов, мемориальный комплекс «Танк Иркутский комсомолец», «Дом-корабль» странный в своих формах и новаторский в инженерных конструкторских решениях, нестандартные здания детских садов стали неотъемлемой частью облика города, и сейчас уже трудно предположить, как и кем он был бы застроен иначе. Направление получило название «Иркутская школа», а Павлов стал одним из основателей специальности «Архитектура» в Иркутском политехническом институте.

В мае 2008 года снесли Дом на ногах

При всех неоднозначных отзывах горожан, Павлов профессионально и уважительно относился к ансамблю городской среды. Он улавливал в Иркутске нотки Ленинграда, использовал это виденье в своих творческих прорывах, придерживаясь выбранного стиля. В архитектуре Иркутска 70-х годов не было застоя, а была обращённость в будущее, значительность размеров, строгость и чёткость, смелость и сила. Это не могло не отразиться на характере города и горожан. И сегодня на иркутских улицах соседствуют агрессивно-массивные здания «необрутализма», мягкое тепло «распутинского» деревянного зодчества, златоглавые церкви и глянцевый сайдинг бездушного евро-дизайна типовых застроек и модных торговых центров.

Ольга Стрекаловская проживает в доме «Главвостоксибстроя» 1982 года постройки по проекту Владимира Павлова: «В эксплуатации помещения дома очень удобно спланированы. Кроме того, есть возможность парковать личный автомобиль прямо под квартирами, дом частично поднят «на ноги», такие приёмы использовались для обеспечения прямых проходов людей или для использования территории под проезд и парковку автомобилей. Дом очень прочный, во время землетрясений я не заметила никаких признаков, находясь в это время в квартире. В целом к наследию академика Павлова в городе отношение сейчас хорошее, но собственники прикладывают руку к внешнему виду, что несомненно не позволяет нам в полной мере увидеть первозданную авторскую задумку архитектора».

Владимир Павлов ушел в 2010 году, и газета Союза архитекторов России написала, что «имя Павлова напрямую связано с «Иркутским ренессансом» в архитектуре 1970–1980-х годов. Сегодня с дистанции в 45 лет подтверждается редкая для той эпохи исключительность иркутской архитектуры, ключевое место в которой принадлежит архитектору. Его новаторство состояло не в поисках специфической архитектурной формы, а в стремлении настоящего зодчего рационально распорядиться отпущенными для строительства средствами и материалами. В обычной задаче он видел сверхзадачу, задумываясь о развитии, будущих жизненных процессах, и находил нетривиальные ответы. В проектах застройки, жилых и общественных зданий это нашло отражение в следовании существу и духу места с учетом сурового климата, сейсмики региона, официальных требований сборности, модульности и скудости материальной базы строительства. Все, кто работал с Владимиром Азарьевичем Павловым, отмечали его взрывной характер, парадоксальное мышление, непредсказуемость и оригинальность его решений, уменье увлечь идеей, спровоцировать творческий процесс. И у всех осталось чувство благодарности к своему мэтру за его безграничную требовательность и гордость за принадлежность к «иркутской школе архитектуры».

                                                          Анна Малинина (Вокина), портал иркутского землячества в Москве 

 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также