Эксперт из Братска: В провинции есть театры, которые делают погоду, и мы хотим быть в этом ряду
02 апреля 2023
Один из ведущих журналистов Братска в области театра и литературы Елена Чайковская высказалась о постановке «Козий остров», которую запретили после анонимки.
Сегодня только ленивый не высказался по поводу «Козьего острова». Мы пережили шквал обращений СМИ – региональных, федеральных. Я тоже скажу – не ленивая и к тому же имею прямое отношение к выбору этой пьесы.
Анонимные комментарии в соцсетях отменили спектакль Братского драмтеатра
Итак, почему «Козий остров»? Почему режиссер Бари Салимов? Дело в том, что театр, актеры, зрители растут только на сложном материале. Театральная аксиома. Это понятно – развиваешься, когда прилагаешь усилия ума и души.
Экзистенциальной драмы у нас в репертуаре не было еще. Тема вечная – одиночество. А сейчас еще и актуальная по объективным причинам. По тем же самым, что и в 1946 году, когда Уго Бетти, драматург, поэт и юрист, которого называют «итальянским Кафкой», создал свою пьесу.
Я обычно никогда не пишу про то, «что автор хотел сказать своим произведением». Пусть это зритель сам определяет, тем более что пьеса в открытом доступе. Я расскажу, про что мы ставили.
Про то, к каким страшным вещам может привести одиночество, конкретно - женское одиночество. В каждой из нас есть чувственность, первобытное естество. Или высоконравственные люди размножаются почкованием? Кому-то удается держать инстинкты под контролем, а кому-то – нет, особенно если отсутствует любовь, если одна, если душевный вакуум… И если появляется Он, который провоцирует, манипулирует, умело разжигает страсть.
Такой герой у «Козьего острова». Три женщины становятся стадом под управлением пастуха. Но похоть без любви всегда заканчивается плохо. Вот к чему, на мой взгляд, вел свое повествование Уго Бетти.
Чтобы остановить разложение, героини приносят мужчину в жертву. Как козленка. Ответственность берет на себя самая сильная, самая здравая. «Преступление на «Козьем острове» - так изначально называлась пьеса. Преступление ради прекращения греха. Такое вот очищение.
Тяжелый материал для осмысления, да. Но гнетущего чувства спектакль не оставляет. Все сделано деликатно. Нет там ничего такого, в чем нас обвиняют. Некоторым сотрудникам театра пришлось залезть в словарь, чтобы узнать достоверно, что обозначают термины из соцсетей. Я вот, например, все время забываю одно слово, прозвучавшее в наш адрес – оно отсутствует в моем лексиконе. Я и сейчас не могу вспомнить, правда.
Режиссер Бари Салимов обозначил жанр спектакля как «поэтический триллер», и слово «поэтический» при всем нагнетании атмосферы тут главное.
Почему Бари? Мы стараемся приглашать молодых, талантливых, перспективных, креативных постановщиков. Антон Тимофеев, Виталий Дьяченко, Андрей Воробьев,… теперь Салимов, имеющий уже приличный опыт работы во многих городах страны, награды за режиссуру.
Все наши молодые режиссеры за последний год сделали в Братске интересные работы. Может, я вам что-то новое скажу, но в провинции есть театры, которые делают погоду в театральном мире страны. Мы тоже хотим быть в этом ряду. Мы хотим, чтобы Братск стал театральным, чтобы вокруг Братского драматического бурлила общественная и культурная жизнь, чтобы о нас говорили на театральных фестивалях.
Вот почему появился «Козий остров». Сейчас мы очень переживаем, спать не можем, делимся друг с другом успокоительными. На очень небольшие деньги (не бюджетные) была проделана колоссальная работа режиссером, нашими цехами, актерами, безусловно, особенно. Через слезы, через боль, замены, поиски смыслов… Зато как они шагнули профессионально! Не зря им кричали «браво», хлопали стоя, дарили цветы…Были и ушедшие со спектакля. Немного. На премьере – человек десять из двухсот. И это нормально. Каждый выбирает свое.
Но вот групп «возмущенных пенсионеров» не было точно. Мы не получили ни одного письма, ни одного гневного звонка.
Активисты Братска начали борьбу за возвращение отмененного спектакля «Козий остров»
Сегодня зашла к администраторам. Женщина берет билеты сразу на три спектакля вперед. Разговорились. Наталья Александровна, 64 года, педагог в прошлом. Оказывается, была на «Козьем острове» с мужем и подругой. И как вам?
- Мы все поняли. Я под впечатлением до сих пор. Актеры у вас замечательные.
- И вас не покоробила сцена с полуобнаженной актрисой?
- Что вы! Это было к месту и так красиво…
Мы отправили видеозапись спектакля театральным критикам. Очень важно, что они скажут. Ждем.
Автор: Елена Чайковская, Братск. Опубликовано в паблике Первый в Братске
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!