Маргарита Ушакова: «Все успеть» – один из самых вредных мифов

04 мая 2016

«Как часто мы меняем свое время на чужое по чудовищно невыгодному курсу! Мы не начинаем в ожидании опоздавших. Все переносим, глядя на не решительных. Отменяем, слушая не желающих. А потом удивляемся, что все идет ко дну и совершенно не получается …
Дудки! Тот, кто постарался и пришел вовремя – важен. Тот, кто тебя понял и доверился тебе – ценен. Тот, кто хочет того же, что и ты, и готов делиться своим собственным бесценным временем – абсолютный приоритет, потому что именно он сейчас прокладывает одну дорогу вместе с тобой. Дорогу, по которой вы вместе уйдете – прямо к сияющей линии горизонта. За не желающих и не решительных можно не беспокоиться. Они все равно опоздают». 

Так точно и емко, честно и поэтому особенно впечатляюще о ценности личного времени, времени собственной, никогда не повторяющейся жизни, недавно написала психолог, автор мастер-классов и лекций о времени Маргарита Ушакова. Для кого-то эти слова станут подтверждением собственных мыслей, касающихся сознания, но пока не сформулированных, для других – сигналом «стоп», чтобы притормозить привычное движение в рутинном ритме и задуматься, а на что, собственно, тратишь время, для третьих – впрочем, вариантов может быть много. Как и у трактовки феномена времени, восприятия его скорости, плотности и разных особенностей. Об одном из самых фантастических и таинственных подарках природы мы поговорим сегодня. 

«Время – мера мира».

– Маргарита, почему вы выбрали именно время своей специализацией? Была ли какая-то история, когда вы увидели его «в другом свете», а может, логичная цепочка каких-то событий? 

– Несколько лет назад я решила вернуться к теме, которой занималась после окончания университета, а потом перестала – помощь в профессиональном самоопределении молодым людям. Гордо и уверенно я достала методики, которыми пользовалась лет десять назад (и все было совершенно прекрасно тогда – и полезно, и увлекательно – как для тинэйджеров, так и для меня как психолога). Записалась на несколько семинаров и конференций, чтобы наверняка держать руку на пульсе всех изменений. Объявила о своих намерениях окружающим, среди которых мгновенно нашлись те, кому это было очень важно, и… Довольно быстро выяснилось, что все это теперь не работает. Совсем. Окружающий мир стал настолько быстро меняться, что запланировать, как раньше, себе профессию и просто постепенно двигаться к ней невозможно. Каждый год появляются новые специальности, для которых еще не создано факультетов (например, seo-оптимизатор или медиа-байер). Существующие профессии трансформируются – порой до неузнаваемости (например, хедхантер, в которого превратился привычный специалист по кадрам). Открывается все больше возможностей для развития своих талантов и достижения целей… Что же тогда делать? Вот в поиске ответа на этот многообещающий вопрос я и очутилась в теме времени. Поскольку даже при самой сильной неясности будущего мы понимаем, что оно все равно наступит. И мы будем в нем жить, независимо от того, соответствует ли оно прогнозам и ожиданиям, или нет. Но мы можем быть готовыми к тому, что нас ждет – не потому, что общие изменения не затронули нашу жизнь, а потому что мы осознанно движемся в потоке этих изменений, осознавая свой прошлый опыт, задумываясь о будущих свершениях и не упуская своего настоящего. 

– Что во время исследования времени стало первым открытием – лично для вас?

– Что переживание времени меняется, когда начинаешь обращать на него внимание. Особенно сильно впечатляет, как долго могут длиться, например, 5 минут, если перестать торопиться и сосредоточиться на том, что в данный момент делаешь.

– Каким было личное первое знакомство со временем?

– Личное знакомство началось с измерения прожитого времени – определения своего психологического возраста. Он оказался значительно меньше записанного в моем паспорте. И это не особенно хорошо, вопреки расхожему мнению. Сейчас, кстати, мой психологический возраст практически совпадает с хронологическим. Это говорит о том, что мне удалось найти свой личный ритм жизни, это вдохновляет и радует!

Иосиф Бродский, пожалуй, один из самых сложных «воспринимателей времени», писал: «Дело в том, что меня больше всего интересует и всегда интересовало на свете… — это время и тот эффект, который оно оказывает на человека, как оно его меняет, как обтачивает… С другой стороны, это всего лишь метафора того, что вообще время делает с пространством и миром» и далее – в знаменитой «Колыбельной Трескового мыса»: «Время больше пространства. Пространство — вещь./ Время же, в сущности, мысль о вещи./Жизнь — форма времени…» А какое место в мировой системе координат отводите вы? Или с чьим мнением согласны?

Мне очень нравятся слова Велимира Хлебникова: «Время – мера мира». Время, действительно, пронизывает абсолютно все в этой жизни.


 

– Как изменилось ваше собственное отношение ко времени, когда сами стали им заниматься? 
– Раньше я очень старалась «успеть все». Как и многие люди, я полагала, что «успех – от слова успеть». Сейчас я иначе воспринимаю подобные ситуации. «Все успеть» я считаю одним из самых вредных мифов, поскольку, даже если каждый будет успевать делать миллион интересных и важных дел, еще два миллиона того, что он смог бы сделать в то же самое время, все равно успеть невозможно. Каждое событие в жизни имеет свою цену – другое событие, которое не было совершено. И, если отдавать в этом себе отчет, то разочарований в жизни становится меньше, а все происходящее с нами начинает приобретать личный смысл.

Жизнь значительно больше уроков, отметок и грамот

– Как появилась идея проекта «БиографиЯ»? Какая у него «мега-цель»?

– Идея проекта совпала с появлением школы в жизни моей собственной дочери. Мне захотелось показать, в первую очередь, ей, что жизнь значительно больше уроков, отметок, проверочных работ и грамот «за хорошее поведение». Школа сегодня не в состоянии использовать все те огромные возможности, которые открыты для нового поколения. Можно учиться чему угодно и как угодно, невзирая на расстояния, финансовые возможности, уровень исходных способностей, – стоит лишь только примерить это на свою собственную жизнь.

Мы помогаем детям научиться воспринимать время, в котором они живут. Способность понимать, чувствовать и переживать время не является врожденной, все дети живут сегодняшним днем, и только к 7-8 годам у них появляется возможность понимать, что такое «минута», «давно» или «будущее». Они впервые становятся способны ощущать текучесть времени, сожалеть о его необратимости, связывать воедино желания, воспоминания и мечты. Все это требует вдохновения, больших интеллектуальных усилий, терпения и того же самого Времени… 

В основе программы, в которой участвуют дети 7-12 лет, – знакомство с биографиями интересных, успешных, талантливых людей разных эпох. Мы читаем небольшие, специально подобранные фрагменты биографических книг, а затем, с помощью определенных вопросов, обсуждаем события и их взаимосвязи. И обсуждение, и выполнение необычных заданий построено таким образом, чтобы знакомство с жизнеописанием интересного человека стало основой для создания небольшого фрагмента автобиографии самого ребенка. Так появляется своя жизненная история…

У детей еще мало личного прошлого, а будущее очень расплывчато. Мы помогаем расширить представления о собственной жизни – о том, что было, что происходит сейчас и, самое сложное – что может случиться в будущем. То, как ребенок видит свое будущее, во многом определяет и его успешность, и благополучие во взрослой жизни. Согласно исследованиям, чем дальше может заглянуть школьник в своих мечтах и планах, тем ниже вероятность появления проблем в его поведении и тем лучше он адаптируется в обществе.

– Какие самые интересные вопросы задавали дети? Как вы говорили на лекции в Музее часов, измерители времени «ушли» в гаджеты – оно перестало быть видимым, осязаемым, стало беззвучным и обязательно совмещенным с чем-то. Насколько ощущение времени современных детей отличается от тех, которые были в прошлом поколении? 

– Недавно, наоборот, мы сами задавали вопрос шестилеткам в детском саду: «Что такое время?». Больше половины дошкольников ответили, что время – это «если мы спешим», «когда не успеваем сделать другое дело», «это которое негде взять», «если опаздываешь»… Как ни парадоксально, но современные дети учатся переживать время практически через его отсутствие…. А когда ты постоянно помнишь о том, что времени никогда не бывает достаточно, жизнь кажется абсолютно неуправляемой. Но это все же не так. 

Наши юные биографы стали чаще говорить о том, чего они хотят в жизни. Они стали рассуждать о том, насколько длинной или короткой бывает жизнь человека, и сколько можно при этом успеть совершить. Есть те, кто радуются тому, что среди успешных людей немного школьных отличников, например, и меньше переживают по поводу собственных отметок.

Я очень люблю знакомить детей с «лентой времени», которая позволяет соединить множество самых разных событий в биографии... Каждый раз, когда дети связывают разные моменты жизни воедино, у них меняются глаза. Я не знаю, почему, но происходит совершенно удивительная вещь: история жизни другого человека перестает быть абсолютно чужой, пусть и на мгновение, она оказывается в их руках. Время перестает быть абстрактным, непонятным и чужим. Оно постепенно становится временем жизни каждого из них. И это – удивительное зрелище!

– Детей учат хорошим манерам, иностранным языкам, чтению, письму, рисованию – можно ли научить «правильному» ощущению и расходованию времени? 

– Научить в привычном понимании, пожалуй, нет. Но можно показать разные возможности в проживании времени, поговорить о том, как взаимосвязаны знакомые ребенку события прошлого и настоящего, помечтать о будущем. И, когда время из чего-то совершенно непонятного становится, пусть пока небольшой, но все же частью детской жизни, его уже невозможно с легкостью расходовать впустую. Появляется желание найти свой личный темп жизни, при котором ты будешь не просто успевать делать то, что важно и ценно для тебя, но и получать от этого удовольствие. Беречь время просто ради самой идеи его экономии даже у взрослых людей не получается. 

«Как понимаешь время, так его и проживешь»

– Цифры, получаемые во время уже взрослых мастер-классов, иногда обескураживают, потом долго не дают покоя. Анализируя происходящее с теми, кто приступает к изучению взаимосвязей между временем и возрастом, какие основные тенденции вы наблюдаете? 

– Все, на что человек обращает внимание, просто обречено на изменение. И время – очень яркий тому пример. Постарайтесь почувствовать, сколько длится минута, и вы убедитесь, как она субъективно станет казаться длиннее, чем обычно. Начните сопоставлять воспоминания со своим ожиданиями, и, скорее всего, увеличите число и тех, и других. По моим наблюдениям, после знакомства с психологическим временем люди больше начинают размышлять о личном будущем и быстрее принимают сложные решения. Появляется способность к целостному восприятию собственной жизни, то самое «чувство пути», которое позволяет получать удовольствие от жизни, невзирая на трудности.

– Есть ли некая «универсальная» формула, которая может дать максимально полную или максимально точную информацию о взаимоотношениях человека со временем?

– Те, кто занимается психологией времени, любят повторять: «Как понимаешь время, так его и проживешь».

– Сейчас много говорят о том, что скоро наступит эра искусственного интеллекта: роботы уже проходят тест на человечность Тьюринга, пишут новости, ухаживают за пожилыми людьми. Как, по-вашему, в таком роботизированном мире изменится само время и его восприятие? 

– Вероятно, оно и дальше будет ускоряться. Чем совершеннее становятся технологии, которыми мы ежедневно пользуемся, тем быстрее становится темп самой жизни. Однако, наша психика, увы (или к счастью?), за новыми скоростями часто не успевает, и это обеспечивает жизнь современного человека практически бесперебойным состоянием стресса. Сложно сохранять ощущение хода времени: мы все меньше зависим от времени года, времени суток, мы все лучше выглядим с возрастом и меньше совершаем одних и тех же рутинных действий. Привычные ориентиры исчезают, а новые еще не появились. На то, чтобы согласовать «роботизированное» время с очень индивидуальным его восприятием самыми разными людьми в различных ситуациях, потребуется не год и не два.

– Глеб Архангельский, ведущий российский специалист по тайм-менеджменту, неустанно напоминает о том, что время – это единственный ресурс, который не восполняется. У вас более философский взгляд на время, какое «противоядие» утекающему времени можно предложить? 

– Я не считаю время ресурсом, которым мы можем обладать. Это, скорее, стихия, в которой мы живем. И точно также как мы не способны обладать, например, ветром, но можем использовать его мощь, в наших силах научится двигаться в потоке времени своей жизни, наполняя ее до самых краев тем, что имеет для нас ценность. Как только мы перестаем воспринимать время только через сетку привычных ежедневных дел, конкретных целей и очевидных для всех результатов, мы понимаем, что его – не мало. Если смотреть на всю свою жизнь – целиком, добираясь взглядом до самой дальней точки линии горизонта…

Автор: Анна Важенина 

Фото Елены Симоновой

Визитная карточка Маргарита Юрьевна Ушакова, психолог, кандидат психологических наук. Окончила сертифицированный дистанционный курс Гарвардского университета (США) по работе с личностными изменениями «Unlockingthe Immunity to Change: A New Approach to Personal Improvement» (2014).

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также