Народ, который от первого до последнего дня живет в болоте
04 сентября 2023
Журналист Борис Слепнев рассказывает про «болотный народ». Это группа хантов, которая постоянно живёт на заболоченных берегах реки Тром- Аган Ханты-Мансийского автономного округа, полагая, что это лучшее место на земле.
Оказаться возле болота, да ещё в безветренную погоду, – так себе удовольствие. Комары, невидимая мошкара – мелюзга тут же начнет непросто вас кусать, а жрать немилосердно вприкуску с репеллентами, которыми вы наивно решите отбиться от несметного полчища.
Застрять в болоте – врагу не пожелаешь. Ну, а жить – сродни жестокому наказанию. Однако так считают не все. Например, большая группа хантов постоянно живёт на заболоченных берегах реки Тром-Аган Ханты-Мансийского автономного округа, полагая, что это лучшее место на Земле. Много лет хантов снимал замечательный фотограф Александр Заика.
Его фотопроект «Ленькины каникулы» неоднократно экспонировался на различных площадках.

Я познакомился с работами Александра благодаря масштабному конкурсу «Народы Сибири: между прошлым и будущим», организованном Иркутским фотографическим обществом.
Изначально этот материал готовился для одного журнала, но у издания пошло что-то не так, и полтора года текст и фото лежали среди тысячи других файлов в компьютере. Решил сегодня и вас познакомить с творчеством Александра. Возвращаемся к хантам.

Их называют нёрым ях, в переводе на русский - «болотный народ». Так жили их прадеды, деды и отцы. Интересно, что «сухопутные» соплеменники нередко посматривают на нёрым ях свысока, считая их медлительными, неспешными во всем, даже в принятии благ цивилизации, которые они не торопятся пускать в свой отлаженный веками болотный уют.
Летние стойбища хантов занимают открытые, хорошо продуваемые ветром участки, где относительно меньше гнуса. Основной объект – небольшой бревенчатый дом, он состоит из одной комнаты, значительную часть которой занимают нары – деревянный настил на небольшой возвышенности от пола. При этом существует строгое зонирование дома на мужскую, женскую и кухонную половины.
Подобное деление полезной площади отдаленно напоминает быт монголов, бурят, алтайцев. В такой избушке проживает семья 10-15 человек, в зависимости от количества детей.

Рядом с домом в обязательном порядке выстроены хлебная печь, баня, а самое главное – продуктовый и вещевой лабазы. Стратегические запасы берегут в первую очередь не от дикого зверя, а от сырости. На земле все мгновенно покроется плесенью и сгниёт. До ближайшего магазина может быть сотня-полторы километров. Впрочем, до соседа нисколько не меньше – лишний раз за солью не сходишь.
На почтительном расстоянии друг от друга хантов держат олени. Стадо пасется вокруг стойбища, и такой способ содержания ханты называют избным. В ветреную погодуолени успевают удалиться далеко, но с наступлением сумерек, когда на охоту выходит гнус, а также в период штиля, наперегонки бегут к стойбищу, занимая место у спасительного дымокура. Любопытно, что по заболоченной местности и зимой, и летом ханты уверенно передвигаются не только на квадроциклах, но и на снегоходах.

Зимние стойбища обустроены среди леса, который хорошо закрывает от ветра. Олени в это время становятся легкой добычей хищников, поэтому все время находятся в загоне – корале, где их подкармливают. Кроме сезонных кочевок раз в 8-10 лет ханты вынуждены менять и основную «прописку», выбирая новое место для стойбищ. Это связано с истощением пастбищ.
Сезонных стойбищ у оленеводов со временем набирается много. Через несколько лет семья может вернуться на старое место, главное, чтобы подросла трава и стаду хватило на прокорм. Любопытно, что во всех домах – жилых или временно пустующих, ханты поддерживают жизнь, регулярно проводя обряд розжига и кормления огня. Най-Ими – дух огня здесь особо почитаем.
Для хантов это живое существо женского пола, в красных одеждах. Словом, хозяйка домашнего очага, защитница жилища и людей от злых духов, болезней, сглаза, порчи. К Най-ими ханты обращаются с просьбами и молитвами, «угощая» деньгами, кусочками мяса и жира. Важно, чтобы пища была не надкусанной. Категорически запрещено плевать в огонь, кидать мусор, тыкать острым предметом.
Впрочем, языческие обряды среди болот мирно уживаются с шаманизмом, а тот лоялен к православию. Существуют еще родовые божества, семейные и даже личные, о которых вообще не принято говорить с посторонним человеком. Поэтому на обряд кормления духа огня Най-Ими из «красного угла» избы спокойно взирают святые с православных икон, а рядом покоится жертвенная голова медведя.

Серые однообразные будни ханты периодически разбавляют поездкой к соседям на чай. Не упускают возможности побывать на национальном празднике. Особо почитают «Пупи як», или Медвежью пляску, игрища. К косолапому ханты относятся не только как к лесному зверю, но и небесному жителю, имеющему, как и человек, несколько душ: пять - у самца и четыре у самки (как у женщины). Игрища устраивают по случаю добычи зверя, жертвенная голова которого находится в мужской части жилища. Обряд может продолжаться четыре – пять дней.

Весной ханты обязательном отмечают Вороний день. Согласно поверьям, птица сулит семьям здоровых детей, а стадам – приплод. Осенью организуют Проводы Лебедя, отмечая окончание сезона сбора ягод, отлет птиц на юг.
По времени Проводы Лебедя совпадают с отъездом детей в школы –интернаты.
Каникулы детей оленеводов кардинально отличаются от отдыха городских сверстников. Перерыв между учебой для них повседневная работа наравне со взрослыми. Уход за оленями, починка снаряжения, охотничьего инвентаря, ловля рыбы, сбор и рубка дров. На игры остается только вечернее время, когда взрослые отдыхают после трудового дня.

Обособленный мир нёрым ях, веками отточенные традиции и распорядок постепенно теснят компании по добычи углеводородов. Нефтяные вышки постепенно окружают родовые угодья оленеводов. Отношение к такому соседству двоякое. С одной стороны, добытчики платят хорошую компенсацию за использование земель, появились средства на снегоходы, лодочные моторы, бензин, электрогенераторы. Стали завозить больше продуктов, в частности овощей и фруктов. Но материальные блага имеют обратную сторону.
Уже нарушен природный баланс – заметно меньше стало рыбы и птиц. Зверь уходит в более спокойные места, добывать его становится всё сложнее. Плюс человеческий фактор: нередко разоряются лабазы, оскверняются культовые места. Не в силах что-либо противопоставить разработке недр, почти незаметная группа хантов под названием нёрым ях, чётко осознает, что их жизнь уже никогда не будет прежней.

Полный текст читайте на канале Бориса Слепнева Планета Сибирь.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!