Ледокол «Ангара» отремонтируют и подсветят

05 мая 2023

В 2023 году ледокола «Ангара» ждет самый масштабный ремонт за последние тридцать лет.

ледокол

В отремонтированных помещениях будет создана новая экспозиция об истории судоходства на Байкале и Ангаре, истории ледоколов «Байкал» и «Ангара», истории людей, которые служили на нем.

Иркутский краеведческий музей имени Н. Н. Муравьева-Амурского опубликовал заявку на выполнение работ по текущему ремонту трех помещений объекта культурного наследия регионального значения. Стартовая цена работ составляет 8,4 млн рубля.

Кроме того, региональные власти выделили 2,5 млн рублей на выполнение архитектурно-художественной подсветки фасада ледокола. Работы будут сделаны до октября 2023 года.

Напомним, что в феврале 1893 года министр финансов России Сергей Витте на заседании Комитета сибирских железных дорог предложил организовать паромную переправу через Байкал, чтобы перевозить железнодорожные вагоны и поезда на участке Транссиба между двумя станциями южного берега Байкала. Для этой цели Россия заказала английской компании "Сэр В.Г. Армстронг, Витворт и Ко" изготовление двух ледоколов, которые получили название "Байкал" и "Ангара".

Ледокол "Байкал" обошелся России в 80 тысяч фунтов стерлингов. Он имел корпус особой прочности, двойное дно, как у тяжелых военных судов, многочисленные водонепроницаемые переборки, обеспечивающие плавучесть при получении случайных пробоин.

По своим размерам "Байкал" на то время был вторым в мире после "Ермака", способного водить в тяжелых льдах морские корабли. Длина "Байкала" составляла 88 метров, ширина – 17,5 метра, на нижней из трех палуб могли разместиться 27 вагонов с грузом и паровоз. Обслуживала паром команда 200 человек. "Байкал" спустили на воду 17 июня 1899 года. 

На следующий день на берегу Байкала в Листвянке началась сборка нового ледокола, заказ на изготовление которого англичане получили в 1898 году. Министр путей сообщения Михаил Хилков дал ледоколу имя "Ангара". Его длина составила 61 метр, ширина – 10,7 метра. Он мог ходить во льдах толщиной до одного метра. В носовой и кормовой частях "Ангары" разместились два трюма общей грузоподъемностью 250 тонн.

Двум судам предстояло курсировать на отрезке между станциями Байкал и Мысовая, чтобы соединить два разрозненных участка железной дороги на южном берегу озера. Паром-ледокол "Байкал" за один рейс мог перевозить 25 вагонов и паровоз, "Ангара" - 10 вагонов.

Ледоколам была предсказана нелегкая судьба. Так, "Байкал" в гражданскую войну был обстрелян артиллерией белочехов. Сильно обгоревший остов в 1920 году отбуксировали в порт Байкал. Там он простоял до 1926 года, после чего был порезан на металлолом. 

Ледокол "Ангара" мог также не пережить гражданскую войну. Но ему повезло, что во время боев в районе Листвянки по ледоколу, на котором находились "красные", стреляли пушки не белочехов, а русских офицеров. Они целенаправленно били мимо, чтобы не повредить судно, но и не дать ему при этом подойти ближе.

В советское время ледокол работал до 1949 года, а затем был поставлен на капремонт, который длился 11 лет. Но с 1962 года ледокол перестал выходить в рейсы по причине полного износа оборудования. Несколько лет он простоял в порту Байкал, затем был отбуксирован в Иркутское водохранилище. 

Новая жизнь ледокола началась в 1988 году. Вдохновителем спасения "Ангары" стал заместитель председателя президиума Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Николай Салацкий, который в 1962-1980 годах был председателем горисполкома. 

Общественники собрали средства, необходимые для возрождения корабля. Обновленный ледокол  поработал рестораном, танцплощадкой и даже редакцией газеты. Только в 2015 году ледокол был передан в состав Иркутского областного краеведческого музея.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также