Жить в сердцах потомков. 3 сентября в Усть-Куте состоялось открытие памятника, установленного на братской могиле четырех летчиков, перегонявших самолеты по трассе «Аляска – Сибирь», разбившихся во время Великой Отечественной войны. На торжественном мероприятии присутствовали многие горожане: поисковики, и краеведы, представители силовых структур, специально приехавшие на открытие родственники одного из летчиков и иркутский журналист Михаил Денискин, автор книги о тех событиях.
6 450 километров над тайгой и тундрой, полюсом холода, горными хребтами – вот, что собой представляла авиатрасса, недостижимая для немецких ВВС.
– Американцы сразу сказали: здесь могут летать либо сумасшедшие и самоубийцы, либо русские, – вспоминал позже Илья Мазурук, Герой Советского Союза, полярный летчик, генерал-майор авиации, командир 1-й перегоночной авиадивизии. - Жесткие климатические условия с плохой видимостью, высокогорье. Летали в кислородных масках, запаса в них хватало часто только на две трети пути, а мороз был таким, что самолеты в полете обрастали ледяной коркой.
За время существования трассы АЛСИБ на фронт были переправлены 16 тысяч самолетов, десятки тысяч тонн оборонных грузов, продовольствия, оборудования для госпиталей, дипломатической почты. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий - катастроф, аварий, поломок и вынужденных посадок. На каждом из пяти ее участков можно ставить памятник: трасса забрала жизнь 114 советских перегонщиков.
На одной из встреч с руководителями силовых структур, где обсуждались вопросы патриотического воспитания молодежи, Виктор Андреевич Крохта, начальник местного пожарно-спасательного гарнизона, рассказал о том, что усть-кутский школьник Дмитрий Бурков создал эскиз памятника героям, рисковавшим жизнями для обеспечения фронта всем необходимым.
«Тогда мы и решили, что увековечить память этих людей для нас – дело чести, - рассказал Максим Иванович Сухов, военный комиссар г. Усть-Кута, Усть-Кутского, Киренского и Катангского районов. – Один из перегоночных маршрутов проходил через наш город, и краеведы, изучавшие эту тему, рассказывали, что бывали дни, когда над Усть-Кутом пролетали до 200 самолетов. Увы, далеко не все из них достигали конечной цели. 12 июля 1943 года неподалеку от Усть-Кута погибли четверо – члены экипажей самолетов А-20G (Бостон)».
Останки одного экипажа были найдены через месяц и захоронены на месте, в тайге. След еще одной машины, потерпевшей крушение на границе Усть-Кутского и Нижнеилимского районов, поисковики обнаружили лишь в 1999 году. А в 2003 году оба экипажа были захоронены в братской могиле в городе Усть-Куте.
Расходы по изготовлению и доставке памятника взяли на себя усть-кутские офицеры. Виктор Андреевич Крохта кроме организационных моментов сделал очень важное дело: разыскал в Приморском крае родственников погибшего летчика, которые много лет даже не знали о том, где захоронен их предок.
- Главная задача, которую мы ставили перед собой, начиная этот проект, - возрождение истории о героизме и мужестве людей, организовавших бесперебойную работу советско-американского воздушного моста в суровых сибирских условиях. И сегодня мы отдаем дань памяти и уважения нашим летчикам, сотрудникам наземных служб, которые погибли при исполнении служебных обязанностей, защищая свою Родину, свой народ. Мы чтим их подвиг и гордимся ими. Память о них важно хранить и передавать нашим детям, укрепляя связь между поколениями, - подчеркнул Виктор Андреевич Крохта.
На гранитных крыльях увековечены имена погибших летчиков-героев. Честь открыть монумент была предоставлена ветерану Великой Отечественной войны Иннокентию Иннокентьевичу Алексеевскому, служившему до 1950 года бортмехаником военно-транспортного самолёта Ли-2, удостоенному высших наград - орденов Отечественной войны II степени, «Красной Звезды», медали «За взятие Кенигсберга», а также автору эскиза памятника – школьнику Дмитрию Буркову.
________________________________
Из книги Михаила Денискина "Иркутск крылатый: люди и самолеты войны":
12 июля 1943 года во время перегонки группы самолетов на участке Киренск-Красноярск произошла катастрофа бомбардировщика А-20G «Бостон» (бортовой номер 254011). Летчики – командир экипажа Г. М. Иванов и воздушный стрелок-радист Г. Н. Шабуров – погибли. Тела обнаружены ягодниками в тайге через месяц – 12 августа того же года в десяти километрах юго-восточнее г. Усть-Кут. Специальная комиссия из представителей районных властей произвела захоронение на месте.
Через 60 лет, когда дачные участки «обступили» могилу, она с согласия родственников была вскрыта, и останки Иванова и Шабурова перезахоронены на кладбище Усть-Кута, в братской могиле с останками Заломина и Максимова, погибшими в тот же день.
Георгий Михайлович Иванов (1914 – 1943), лейтенант. Командир бомбардировочного экипажа 5-го ПАП 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии. Родился в 1914 году в селе Верхняя Чуманка Баевского уезда Алтайского края. В 1934 году прошел летную подготовку в Новосибирском центре. Работал в Восточно-Сибирском управлении ГВФ: был инструктором аэроклуба, позже – пилотом 11 гидроотряда, на севере Иркутской области производил изыскательские полеты и аэрофотосъемку. В ноябре 1942 года откомандирован на трассу Аляска-Сибирь. Погиб при выполнении задания в составе экипажа 12 июля 1943 года. Извещение о гибели направлено вдове Кулёминой Августе Сергеевне в Иркутск. В 1963 году силами усть-кутских комсомольцев таежная могила Иванова и Шабурова была восстановлена. После перезахоронения останков на месте катастрофы оставлен памятный обелиск.
Обстоятельства катастрофы: До вылета из Киренска синоптики предупреждали: впереди – грозовой фронт, осложненный густым дымом таежных пожаров. Они все-таки вылетели и, пройдя Усть-Кут, попали в грозу. Потеряв радиосвязь с землей и с тремя другими «Бостонами» (командиры Токарев, Козаченко и Заломин), летевшими в группе, Иванов и Шабуров приняли решение: возвращаться на базовый аэродром в Киренск.
Все это время полет проходил вне видимости земли и при грозе. Вероятно, в районе Усть-Кута от удара молнии загорелся двигатель. Летчик Иванов до войны летал в этих местах, а потому знал о ближних лугах, пригодных для посадки.
Но из-за низкой облачности и быстрой потери высоты самолет проскочил возможную площадку и врезался в деревья на одной из сопок. После взрыва и пожара, предположительно, один из летчиков какое-то время был жив: местные жители ночью видели в отдалении огни сигнальных ракет.
В сентябре 1951 года заброшенную могилу случайно обнаружил старожил Усть-Кута К. Суплецов и сообщил в военкомат. Шефство над могилой взяла местная молодежь – областное радио рассказало об этом. Передачу услышала вдова А.С. Кулёмина, не знавшая, где похоронен муж: через 20 лет она смогла приехать на могилу…
Георгий Николаевич Шабуров (1918 – 1943), сержант. Воздушный стрелок-радист бомбардировочного экипажа 5-го ПАП 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии. Родился в 1918 году в Невьянске Екатеринбургской губернии. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1939 года. Погиб при выполнении задания в составе экипажа 12 июля 1943 года. Через месяц – 12 августа – похоронен на месте катастрофы в братской могиле с командиром экипажа Г. М. Ивановым. В 2003 году останки летчиков перезахоронены на кладбище г. Усть-Кут в братской могиле летчиков Заломина и Максимова, погибших в тот же день. Извещение о гибели направлено отцу – Башмакову Михаилу Петровичу в г. Невьянск Свердловской области.
Обстоятельства катастрофы: Во время перелета из Киренска в Красноярск группа из четырех «Бостонов» попала в плотную облачность, возможно, в самый эпицентр грозы (к тому же, сильно горела тайга, жители Усть-Кута почти все лето из-за дыма не раскрывали окна). Радиосвязь с землей и между экипажами была потеряна. Два самолета добрались до Красноярска. Заломин с Максимовым пошли на запасный аэродром в Нижнеилимск, но в пути потерпели катастрофу. А Иванов с Шабуровым решили возвращаться в Киренск и тоже погибли – в 10 километрах от Усть-Кута.
Когда таежную могилу взяли под опеку комсомольцы, они начали активно искать родственников погибших. На зов откликнулся брат – Михаил Николаевич Шабуров, ветеран войны, комсомолец с 1919 года. Оказывается, он не знал, при каких обстоятельствах и где погиб и похоронен брат, очень благодарил за память и заботу.
12 июля 1943 года во время перегонки группы самолетов на участке Киренск-Красноярск произошла катастрофа бомбардировщика А-20G «Бостон» (бортовой номер 253862). Летчики – командир экипажа И. И. Заломин и штурман И. А. Максимов – погибли. Останки экипажа найдены иркутским поисковым отрядом «Наследие» (руководитель Георгий Куприянов) 9 июня 2003 года в Каймоновских угодьях Усть-Кутского района. Тем же летом торжественно захоронены в братской могиле на мемориальном кладбище г. Усть-Кут.
Иван Иванович Заломин (1909 – 1943), старший лейтенант. Командир бомбардировочного экипажа 5-го ПАП 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии. Родился в 1909 году в деревне Владимировка Даневского уезда Нижегородской губернии. Работал начальником секретной части Выксунского металлургического завода. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1932 года. С отличием окончил Оренбургскую авиашколу, а позже – Высшую летную школу имени Ворошилова в г. Чкалов. Великую Отечественную войну встретил в Подмосковье, летал на тяжелых бомбардировщиках ТБ-3. В марте 1942 года, как один из лучших летчиков, направлен на трассу Аляска-Сибирь. Пропал без вести при выполнении задания в составе экипажа 12 июля 1943 года. Извещение об этом направлено жене Вере Дмитриевне Заломиной в г. Мары Туркменской ССР.
Обстоятельства катастрофы: В тот день четыре «Бостона» вылетели из Киренска на Красноярск. Синоптики предупредили: по курсу – облачность (возможно, гроза) и плотный дым от таежных пожаров. Тем не менее, решили лететь. Полет до Усть-Кута проходил нормально. После чего самолеты вошли в облачность и дым, где нарушилась радиосвязь.
Один из «Бостонов» пробил облачность в районе поселка Братск, над Долгими Порогами. Здесь установили связь с лидерной машиной майора Токарева, который приказал следовать в Красноярск самостоятельно, что они и сделали. Самолеты Заломина и Иванова на базу не прибыли (погибший экипаж Иванова будет случайно найден в 10 километрах от Усть-Кута, там и похоронен).
След Заломина (тоже случайно) отыщется в 1999 году, но только в 2003 году экспедиция Куприянова тщательно обследует место трагедии и установит: самолет направлялся на запасный аэродром в Нижнеилимск, но в пути (или уже на земле) возник пожар двигателя. Отсутствие связи и плохая видимость ускорили развязку: самолет врезался в тайгу на скорости 370 километров в час…
Экспедиция на месте установит бортовой номер, но и без него станет ясно: это – Заломин и Максимов. Их останки тогда же похоронят в братской могиле в Усть-Куте. А годом раньше сын летчика – Александр Иванович Заломин – по приглашению был почетным гостем в Иркутске, на конференции, посвященной 60-летиюАЛСИБа.
Иван Архипович Максимов (1915 – 1943), старший лейтенант. Штурман бомбардировочного экипажа 5-го ПАП 1-й Краснознаменной Перегоночной авиадивизии. Родился в 1915 году в селе Высокобожском Климовского уезда Смоленской губернии. В Рабоче-Крестьянской Красной Армии с 1934 года. С 1937 года – в гражданском воздушном флоте. В 1939 году экстерном сдал экзамены на звание «летчик - наблюдатель». Член ВКП (б) с 1941 года. До августа 1942 года был стрелком-бомбардиром. Пропал без вести при выполнении задания в составе экипажа 12 июля 1943 года. Извещение об этом направлено жене Максимовой Екатерине Ивановне в деревню Вознесеновка Амурской области.
Подробности поиска: От пожара двигателя расплавился металл (поисковики видели застывшие натеки). На месте обнаружены: обломанный красный карандаш, часть шлемофона коричневой кожи, обойма с патронами от пистолета «ТТ», баночка сапожного крема с сохранившимся запахом, плексигласовый транспортир, обломок перочинного ножа, испортившиеся консервы, фрагменты парашютов – куски строп, замки, вытяжной тросик. Но главное – поисковикам удалось собрать косточки летчиков. На усть-кутском кладбище они были преданы земле в одной братской могиле – вместе с экипажем второго «Бостона» – с Ивановым и Шабуровым, погибшими в этот же день.
На месте катастрофы в тайге поисковики установили памятный Крест и металлическую табличку с именами погибших.