Лина Ермонтович: мы потеряли культуру дворового и уличного общения

07 января 2021

Моё детство наполовину прошло во втором Иркутске, наполовину во Фрунзе (нынешний Бишкек). Понятное дело, что зимой - дома с родителями, потому что школа, а летом - потому что к бабе и деде «на фрукты». До самых моих четырнадцати лет два-три месяца мы с братом и ещё шестью нашими сёстрами- братьями проводили в пригороде Фрунзе. Зюзевка назывался. Небольшой посёлок с нехитрой, как сейчас говорят, инфраструктурой: около пятидесяти домов, каждый из которых спрятан от палящего зноя в тени богатейших виноградников и разнообразных плодовых деревьев, небольшой магазин-универсам, автобусная остановка на площади, центром которой была огромная, как мне представлялось, клумба с «городскими» цветами. И эстрада! Небольшая, но яркая, и длинные скамейки перед ней. По субботам на ней давались представления. Приезжали артисты, певцы, фокусники, детские коллективы. И ВИА! Вокально-инструментальные ансамбли. Молодые патлатые парни в цветных рубашках в обтяжку, брюках клёш, модных очках, с гитарами и всем необходимым для концерта, как в телевизоре. 

Как же мы, ребятишки, ждали эти субботы! Само ожидание концерта было целым ритуалом. Днём - почти голая, в одних трусах, чумазая разномастная ватага (дружили все вместе - киргизы, русские, немцы,  узбеки), избегавшая все окрестные сады, чудом уцелевшая в мутных глиняных водах БЧК (Большой Чуйский Канал), к вечеру отмывалась, причёсывалась, наряжалась и собиралась идти на концерт. 

Поджидали друг друга у калиток,чтобы идти вместе. Никто из бабушек и дедушек не боялся нас отпускать, не было никаких опасений. Потому что все свои, да и кто-нибудь из взрослых или детей постарше да присмотрит. Репертуар приличный, про любовь, в основном («Там где клён шумит», помню), и потом, после концерта, все также дружно провожали друг друга по домам... 

Вот смотрю сейчас на своих внучек, и так жалко мне, что у них такого детства нет. Есть другое, конечно, и тоже неплохое. Объездили уже много стран, побывали на разных морях-океанах, но вот такого опыта простого человеческого общения, игры, самостоятельности я, как бабушка, им не могу дать. Ни зимой, ни летом. Потому что объективно нет возможности, нет других детей вокруг, не с кем играть. Они, конечно, ещё маленькие, но и когда подрастут, будет так же, а то и хуже. 

Мир стал другим, и не только из-за пандемии. У нас утеряна культура дворового, городского, уличного общения детей и людей. В Москве, Питере, может и в других городах это ещё есть, потому что есть прекрасно оборудованные дворы, где люди встречаются, дети знакомятся, играют, взрослеют. В Иркутске условий для этого нет вообще. Негде общаться просто так. Все по своим норам. Дом - садик - школа - работа - дом. Ну, магазин ещё, торговый центр. Молодые родители там любят встречаться, а где ещё? 

Есть, конечно, и разные варианты культурного досуга, и хорошие родители периодически осваивают их, но я не об этом. Мы разобщились уже давно, а теперь и совсем... Вот приехали мои внучки к бабе и деде, и почти не выходим «в люди», особо нельзя, других детей не видим. Редким случаем встретимся с девочкой - соседкой на улице, погуляем и домой. Играем, конечно, рисуем, читаем, готовим что-нибудь, порядки наводим вместе. Но я не об этом же.

Автор: Лина Ермонтович, галерист, культурный менеджер, общественный деятель. Из соцсети. 

Репродукция "Во дворе". Автор - Клара Власова, 1960-е. Из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также