Александр Васильев: в моей коллекции три платья от Аиды Ведищевой
07 января 2022
Историк моды Александр Васильев недавно представил свою новую книгу "Без ретуши. Советский стиль". В интервью ИА Столица он представил эпоху, о которой рассказал на страницах книги.
"У меня коллекция - почти полмиллиона вещей. Это одна из крупнейших частных коллекцией в мире. Для кого-то их наряды дороги, потому что они - часть сентиментальных воспоминаний близкого человека. Больше мне нравятся 60-е годы - это такой красивый вытянутый силуэт.
У нас в коллекции есть платья Тамары Миансаровой, Ларисы Мондрус, и даже я смог получить три вещи от Аиды Ведищевой, она была очень популярна в 60-е годы. Думаю, что все помнят песню в ее исполнении "Лесной олень". Она отдала именно советские платья и сказала: "Я хочу, чтобы меня вспоминали по хорошим нарядам!" И это было так трогательно...
Кроме того, у меня есть большие коллекции, например связанные с Майей Плисецкой. Есть и другие вещи разных знаменитостей тех лет, которыми они со мной смогли поделиться. И постоянно делятся - и сейчас постоянно приносят, отдают вещи достойные.
Советский Союз - это особенный образ жизни, когда не надо было думать о внешнем, а нас заставляли думать о внутреннем и о строительстве нового общества. Из этой идеи ничего не вышло, потому что все хотят красиво одеваться, кушать, рожать детей, влюбляться, ездить на автомобиле - желательно на личном, жить в просторной квартире. А вот так, как нас всех учили: что лучше жить в коммуналке, иметь 13 соседей, ходить в одну кухню, стоять в очереди в ванную - ну никому это не нравилось!
Но так как принято было хвалить, то все говорили: "У нас - дружная квартира". СССР был страной дефицита. В дефиците было все: коляски и шубки, колбаска и тарелки, вилки и чулки, трусы и бюстгальтеры, и за всем выстраивалась очередь. Вещи не продавались, а "выкидывались". Так говорили продавцы. "Выкинули арбузы!" - значит, будем покупать арбузы. "Выкинули кеды!" - значит, будем покупать кеды.
И это не критика, хотя я говорю об этом саркастически - это условия жизни. Это абсолютная человеческая комедия - потому что люди тратили время не на образование, не на улучшение каких-то условий жизни, а на очереди. Они были в Советском Союзе ночные, иногда дневные.
Занимали и на три, и на пять часов. Химическим карандашом писался номер на руке, надо было предъявить:
- Мой номер 635!
- Нет, гражданка, вы здесь не стояли!
- Что дают?
- Неважно, что дают!
- Ботинки? Какие?
- Теплые!
- Моего размера нет!
- Покупай другой - обменяешь!
Мы столько времени потратили на совершенную ненужную ерунду! Мы стояли, мерзли - получали и радовались.
Об интерьере советском можно говорить много, но фотографий довольно мало, потому что искусство интерьера в Советском Союзе не пропагандировалось. Дело в том, что в СССР мало выпускалось отечественном мебели. Основной приток мебели после войны был импортный: венгерская, чешская, из ГДР. Много мебели привозили из Румынии. Румынские стенки были популярны, но стоили 1 000 рублей. Для человека, который получал в месяц 100 рублей, надо было очень долго копить. Многие из нас эти стенки застали, застали полированные серванты.
Если бы я раньше сказал, что я готовлю книгу "Без ретуши. Советский стиль", то ее бы издал кто-то другой. Тема слишком проста, но никто не сделал! На самом деле написать книгу очень трудно. Очень многие начинают писать - и не дописывают. Напишут две главы, три главы, а дальше они - в семейных заботах, потом у них хобби, потом у них еще что-то…
Добавим, что как-то у Аиды Ведищевой спросили: вы были модницей всегда?
Она ответила: Конечно. Хотя в советское наше время мы жили на зарплату. Не как сегодня звезды. Достать ничего было не возможно. У меня муж был известный артист, лауреат всесоюзного конкурса. Он не вылезал из-за границы и привозил какие-то вещи, которые были мне необходимы. Но в принципе, достать ничего не было возможно. Единственное, что спасало – мы шили. Доставали материалы и шили.
На пластинки мы фотографировались очень просто, в свитерочках, например. Мы были звезды, завуалированные, народные, чтоб не отличались. Если я чуть лучше, то будем бить. Вот меня и били. Потому что я была немного другая. На счет моды, я всегда смеюсь: "Мода вышла из комода". Многие детали сейчас вернулись. И 30-е, и 40-е потихоньку повылазили отовсюду. Джентльмены начали носить костюмы в полоску, горох опять появился, галстуки в полоску, банты, рюши. Никто ничего не сочиняет: идут бесконечные повторы. Поколение новое, молодые думают, что никто не догадается, что в библиотеку никто не ходит. Но есть мамы и бабушки, которые все знают, они и расскажут.
Напомним, что Аида Ведищева - популярная эстрадная певица. В 1951 году приехала в Иркутск, потому что ее отца профессора Соломона Вайса направили открывать кафедру стоматологии Иркутского мединститута. Училась в школе № 17 и музыкальной школе по классу фортепьяно и вокала, играла в студенческом театре музыкальной комедии. Окончила Иркутский институт иностранных языков. Именно в нашем городе начинала выступать на сцене, пробовала себя в джазе. В 1966 году стала лауреатом первого всесоюзного конкурса советской песни, но известность получила, спев в 1967 году "Песенку о медведях" в фильме Леонида Гайдая "Кавказская пленница". Тогда пластинка разошлась 7-миллионным тиражом. В 1980 году уехала из СССР, в настоящее время проживает в США. В 2021 году ей была посвящена специальная "Прогулка по старому Иркутску".
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!