Первый бурятский ученый Доржи Банзаров
08 августа 2023
«Первый бурятский ученый» - так называли Доржи Банзарова его современники, изучая его научные работы.
Доржи Банзаров родился в 1822 году в семье бурятских пограничных казаков в улусе Кутетуевском в Забайкальской области. Сейчас на этом месте находится улус Додо-Ичётуй в Джидинском районе Бурятии. Его дед Баргон служил в Ашебагатском казачьем полку, отец Баргонов Базар – отставной урядник-пятидесятник того же полка, мать звали Солиндо Бардуева. Кроме Доржи, в семье были еще четыре сына. В девять лет он окончил Харацайское приходское училище, затем три года обучался в Троицкосавской войсковой русско-монгольской школе.
С 1830 по 1833 год в Забайкалье с целью изучения монгольского языка приехал профессор Казанского университета Осип Михайлович Ковалевский. Вернувшись в Казань, он обратился с предложением к попечителю Казанского учебного округа принять несколько подростков бурят в казанскую гимназию, мотивируя, что это будет полезным для всего бурятского народа, среди которого появятся первые европейские образованные представители. Благодаря содействию профессора Ковалевского и поддержке иркутского гражданского губернатора Ивана Цейдлера, четыре ученика русско-монгольской школы приняли за казенный счет в гимназию.
В 1835 году, окончив школу, Доржи Банзаров отправился учиться в Казанскую мужскую гимназию. В январе 1836 года Доржи с другими учениками прибыл в Казань. В период учебы Банзаров в полной мере проявил свои блестящие способности и глубокий интерес к знаниям. Он изучал и в совершенстве овладел монгольским, маньчжурским, калмыцким, тибетским и немецким языками, тонко разбирался в латыни, тюркском, французском и английском языках.
В 1842 году Доржи окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Императорский Казанский университет на философский факультет восточного отделения. В период обучения в университете он сформировался как ученый. Банзаров написал на монгольском языке для своих соплеменников «Всеобщую географию», занимался переводами с французского, маньчжурского, ойратского языков.
Осип Ковалевский видел в Банзарове того человека, который должен был посвятить себя изучению религиозных верований монголов, по возможности заняться познанием буддизма. Главную роль Банзарову Ковалевский отводил в изучении шаманизма, предложив ему тему «Черная вера» или «Шаманство у монголов», подчеркивая, что никто не сделает это лучше, чем природный бурят.
В 1846 году Доржи Банзаров успешно окончил университет, представив к защите работу «Черная вера» или «Шаманство у монголов». Диссертация Банзарова как одна из лучших по решению совета университета в том же году была напечатана в «Ученых записках Казанского университета» (до сих пор представляет одно из лучших сочинений о сибирском шаманстве). Главное положение статьи Банзарова заключалось в том, что шаманство возникло самостоятельно, а не произошло от буддизма или зороастризма. Казалось бы, что для современного человека это очевидные вещи, но до выхода этой работы ученые ХIХ века считали шаманизм придатком мировых религий.
В 1846 году на страницах газеты «Казанские губернские ведомости» появилась еще одна научная публикация Банзарова - «Белый месяц. Празднование нового года у монголов».
В 1847 году Доржи Банзаров отправился в Санкт-Петербург, чтобы хлопотать освобождение из казачьего сословия. Банзаров по происхождению был из казаков, поэтому по законам Российской империи не имел право поступать на гражданскую службу, а должен был двадцать пять лет отслужить в пограничных войсках. Успешное начало ученой карьеры давало право надеяться на исключение из казачьего сословия.
Приехав в Петербург, он был представлен императору Николаю Первому. Так как исключение Банзарова из казаков было первым и прецедентным, дело затянулось, но закончилось частичным успехом: его исключили из казачьего сословия, но заставили служить чиновником.
Пребывание в Петербурге Банзаров использовал для научной работы. Он пять раз выступал на немецком языке на собраниях историко-филологического отделения Академии наук, все тексты были опубликованы. Чуть ранее, в 1846 году, он составил маньчжурско-русско-монгольский словарь из 588 страниц.
Исследователями выявлено 24 письма ученого по различным проблемам востоковедения. Петербургские ученые высоко оценивали знания Доржи Банзарова.
Уволив Банзарова из числа казаков, совет лишил его возможности продлить научную карьеру, назначив его чиновником особых поручений при генерал-губернаторе Восточной Сибири. Банзаров вернулся в Казань, а уже через год уехал в Сибирь.
В 1850 году он поступил на службу в Главное управление Восточной Сибири. Затем его отправили в командировки для расследования жалоб от бурятского населения. Ему приходится просматривать многочисленные документы, опрашивать местных жителей. Он раскрывал запутанные дела. Безусловно, эта работа была для него мучительной и физически, и психологически.
В письмах заслуженному профессору Петербургского университета Илье Березину он писал:
«Денег у меня нет, потому что я живу одним жалованием, хотя на руках у меня бывали такие дела, от которыз другие толстеют. Я же от них худею, потому что ездить везде стоит дороже, чем жить в Иркутске постоянно. Получать в Иркутске 2000 рублей жалованья, то же, что получать в Казани только 300 рублей серебром. Такова здесь дороговизна во всем!
Я долго прожил между бурятами, производил следствия строго, одним словом, дела вел не политично. Меня на десять дней посадили в гауптваху, но все-таки нтчего со мною нельзя было сделать. Я остался на месте. И теперь с губернатором в таких отношениях, как прежде. Но все для того, что было насказано на меня теми, которым нравится мое место, не хочу описывать, потому что для описаний всегда найдутся сюжеты более благородные, нежели эти вещи»
В Иркутске он снимал комнату в дома казачьего урядника Бутакова, недалеко от улицы Большая. Хотя условий для научной работы было мало, Доржи занимался ей. Он исправлял монгольские названия на географических картах, ездил в Тункинский край, чтобы изучить происхождение сойотов и урянхайцев, искал место рождения Чингисхага в Забайкалье, занимался историей монгольских племен, анализировал монгольскую надпись на памятнике князя Исунке, племянника Чингисхана, перевел с монгольского «Путешествие Зияя-хамбы в Тибет».
В 1851 году в Иркутске открылся отдел Географического общества, и Банзаров стал активно участвовать в его деятельности. Он познакомился с декабристами, а один из них, Николай Бестужев, даже написал портрет Банзарова, который до наших дней не сохранился.
К сожалению, жизненный путь Доржи был недолгим. За свои 33 года он сумел внести большой вклад в различные отрасли востоковедения, обогатив их трудами, не потерявшими своего научного знания в наши дни. Некоторые из его научных положений получили всеобщее признание и вошли в золотой фонд отечественной востоковедной науки.
Умер Доржи Банзаров в Иркутске в последних числах февраля 1855 года и был торжественно похоронен 2 марта по буддийскому обряду.
По материалам статей О. Башиновой
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!