Архитектурные шедевры позднего СССР в Иркутске

09 августа 2019

Иркутск славен не только дореволюционными деревянными постройками, но и советской архитектурой. Пока о ней говорят не очень часто. "Глагол" в 2018 году вспоминал Владимира Павлова, который в свое время входил в сто известных архитекторов мира. На днях интернет-журнал "Верблюд в огне" и исследователь архитекторы Лев Шевченко подняли тему Иркутска послевоенного, выбрав пять, по их мнению, самых знаковых зданий. Четыре из них относятся к эпохе Владимира Павлова.

Это дома "Иргиредмета" на улице Горького (постройки середины шестидесятых), ДК профсоюзов на Декабрьских событий, общежития ИРНИТУ (1987), Иркутский музыкальный театр имени Н. М. Загурского (1989) и Дом-корабль на Жукова, 1 (ранее - Карл-Маркс-Штадт). О последнем доме когда-то другой известный иркутский архитектор Марк Меерович говорил, что "идея архитектора Владимира Азариевича Павлова по созданию подобного дома была для того времени не просто необычной - она являлась революционной для гражданского проектирования. Сейчас мы много говорим, что общественные пространства очень важны. Особенно в условиях Сибири, когда шесть месяцев в году скверы, улицы и дворы завалены снегом. Пятьдесят лет назад Владимир Азариевич и его коллеги выдвинули предложение: сформировать круглогодично эксплуатируемое общественное пространство, не зависящее от капризов природы, и расположить его в самом доме".

Владимир Бух утверждал, что Павлов одержим был архитектурой. Проектировал день и ночь. Даже в самолете он доставал тетрадь в клеточку (клеточка вместо масштабной линейки) и рисовал, рисовал… Но работы было так много, что переделать все самому даже при его феноменальной трудоспособности не хватало времени. Схематично можно изложить так: в должностях до главного архитектора проектов включительно он проектировал самостоятельно. Став начальником мастерской (в то время нельзя было называться руководителем мастерской, так как эту должность, как правило, архитекторам не доверяли), он, не выпуская из своих рук авторского руководства, стал прибегать к командным разработкам. В бытность главным архитектором института "Иркутскгражданпроект" им единолично или под его руководством разрабатывались самые важные и интересные объекты. Правда, и неважные, попадавшие по счастливому случаю в его поле зрения, становились интересными.

Идеи Павлова - вместо первого этажа строить опоры-ноги (по заветам французского архитектора Ле Корбюзье), чтобы дом не занимал землю и по ней можно было ходить - понимали далеко не все. Прозрение пришло позднее: дома действительно отличаются от серийной застройки и выделяют Иркутск в ряду сибирских городов. 

Расположение города в сейсмоопасной зоне давало иркутским архитекторам преимущество переделывать типовые проекты по специальным требованиям, чем и воспользовался Павлов.

Молодые журналисты правильно отмечают, что с каждым годом эти проблемы усугубляются - дает о себе знать качество советских стройматериалов и отношение городских властей к облику зданий. Нужно спешить: еще несколько лет - и мы потеряем архитектуру, которую можно считать мировым наследием. 

Полный текст "Байкальский модернизм" читайте здесь

Фото из ЖЖ Константина Антипина

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также