Сергей Андрейко: Путешествие в сказку или союз, рождённый в огне

11 мая 2023

В арт-галерее «ДиаС» продолжает работу персональная выставка иркутского художника-эмальера Сергея Андрейко «Сказка странствий».

арт-галерея диас

Произведения искусства в технике художественной эмали совершенно оригинальны и повторам, даже авторским, не подлежат, и даже самым высококлассным мастерам-эмальерам не удается безупречно повторить точь-в-точь самую простую работу, не говоря уже о больших композициях, что говорит о штучности изделий, их исключительности и универсальности.

Каждого входящего очаровывает широта цветовой палитры, разнообразие сюжетов, яркость красок и умение художника подать простые предметы и вещи оригинально, неординарно с юмором. Можно ходить долго, смотреть, размышлять, к каким-то работам возвращаться вновь, понимая, как великолепна  экспозиция и как сложен путь от  идеи до воплощения. Рожденный в огне союз двух материалов – металла и стекла – завораживает.

Выставка посвящена теме путешествий: рыбы, цветы, бабочки, омулёвая бочка, спасательный круг. На выставке эти предметы превращаются в образы и символы природы, воды, земли, которая отдаёт нам свои сокровища и дары. Основу экспозиции составляют старинные вещи – охотничьи лыжи, весло, найденное на берегу Байкала, колесо от телеги конца XIX века – их автор использует как основу для своих произведений.

Техника горячей эмали, в которой работает Сергей Андрейко, одновременно очень древняя и очень молодая. Она известна еще с XV века до нашей эры, однако на протяжении трех тысячелетий развивалась очень медленно. Мастера научились последовательно накладывать эмали разных цветов одну на другую. Техника эта многослойная, каждый слой запекается отдельно. При этом цвет каждого из слоев, как и работы в целом, при обжиге меняется; верхние слои растекаются, а нижние всплывают, причудливо перемешиваясь между собой.

Привела в восторг богатством цвета и глубиной работа «Николай Чудотворец», с которой на нас смотрят серьезные, умные, всё понимающие глаза великого святого мудреца, знающего обо всех наших прошлых и будущих грехах и заблуждениях и всё же оставляющего нам надежду на покаяние и спасение. Удивила эмаль на весле, найденном, по словам автора, где-то на берегу Байкала и превращенного в такой вот артефакт. В руках художника оно стало прекрасным обрамлением для эмалевого панно, на котором  изображен красивый, светящийся жиром сибирский хариус. А сколько нежности и трепета в лёгких, небесно-голубых бабочках, на мгновение присевших на рыжий камешек. Или вот «Хранители» - старинное колесо от телеги, дребезжащей когда-то на рытвинах и ухабах пыльной дороги, в переборках которого расположились фигуры святых, оберегающие путников в дальних странствиях.

«Вот опять окно, где опять не спят, может, пьют вино, может, так сидят…» - приходят на память стихи Марины Цветаевой, когда стоишь и разглядываешь изящные эмалевые миниатюры «Окна». Они разные и их можно рассматривать вместе и отдельно, потому что каждое окно – самостоятельное произведение. Вот тонкие узоры кружевных ставен повторяют морозный рисунок на стекле, где-то развевается белая занавеска, словно сотканная из морозного тумана, скрывая тонкий профиль незнакомки, а вот два пожилых лица – бабушки и дедушки. Каждая эмаль – новый рассказ, эмоциональное и лирическое высказывание автора. От работ исходит энергия и жизнь: простая, обыденная, непридуманная. Возле каждой работы можно стоять и подолгу «считывать» ее, находить что-то новое для себя и все больше и больше открывать человека и самого художника. С годами мастер накапливает опыт, который позволяет ему программировать на много шагов вперед наслоения эмалевой поверхности, чтобы получить все богатство цвета, разнообразие фактуры, изысканность графики. Порой он делает до двадцати обжигов. И каждый обжиг привносит что-то новое, неповторимое. Его соавтором  в этом процессе является огонь – очень высокая температура. Остывая, эмалевая поверхность на века сохраняет творческий замысел, размышления и даже переживания автора.

В работах Сергея Андрейко неживые предметы – дома со старыми ставенками, ворота с почтовыми ящиками, деревья, окна – берут на себя роль рассказчика, становятся одушевленными, потому что художником в них заложен  язык, информативность и глубина.

При этом его пейзажи и композиции очень лаконичны по цвету, передавая эмоции и настроения автора. В каждом предмете он будто видит и чувствует глубокую внутреннюю жизнь, неповторимую индивидуальность каждой вещи, которая покоряет нас жизненной правдой и высоким мастерством исполнения. 

Я вспоминаю одну из прежних выставок Сергея Андрейко, где меня поразил глубиной философской мысли его диптих «Ночь» и «День», выполненный в виде оконных ставенок с применением меди, горячей эмали и дерева. «Ночь», как положено, темная, «День», как водится, светло-голубой и ясный, но каждый, глядя в эти окна, видел  что-то свое - кто тонкие узоры, кто переливы светотеней, кто силуэты людей, улиц, зданий, а кто-то капли серебристых нитей дождя.

Тонким лириком и поэтом пейзажа предстаёт Сергей Андрейко и в работе «Иван-чай» (фото над текстом), в которой простота, бесхитростность мотива умело передаётся через переливы и градации цвета от синих и ржаво-коричневых до нежных пепельно-белых и оливковых. Очарование неприкрашенной природы в виде обычных цветов иван-чая, голубизна воздуха, серебристая прозрачность теней, всё богатство красочных оттенков листвы и лиловых цветков полны правды, свежести и праздничного настроения. Обрамляет композицию деревянная рама, по которой, словно невидимой рукой природы, рассыпаны маленькие камешки, завершая и гармонизируя «звучание» этой великолепной работы.    

У художников-эмальеров всегда есть огромное желание сотворить немыслимое, новое, светящееся произведение. Но его желание в этой уникальной и трудоемкой технике исполнения – это лишь часть, поскольку здесь, как ни в какой иной сфере творчества, велика доля случая, похожего на Божественное провидение.

Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры. Он может лишь, основываясь на опыте и интуиции, регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. Сложная техника исполнения, сложное и дорогостоящее оборудование, материалы и сырье делают произведение в технике художественной эмали редко встречаемым, дорогим и элитарным, так как каждый обжиг – новая реальность.

Искусство эмальера – дело непростое. В нем есть тайна. Каждый раз замирает сердце мастера, когда он достает из печи светящееся огнем свое творение. А потом еще долго колдует над ним, доводя до совершенства. Затем оно отправляется на выставку, куда приходим мы, зрители: рассматриваем, оцениваем, любуемся, прикасаемся и приходим в полнейший восторг от этого чуда, от этой рукотворной красоты! 

Вот и на этой встрече в арт-галерее «ДиаС» Сергей Андрейко по-настоящему заставил нас переживать, стоя у его работ, вернул нас  в детство, пробудив  искренние душевные чувства. Наверное, это главная задача любого художника – возвращать людей к самим себе, к их истокам, к чистоте чувств, искать в каждом из людей – человеческое.        

                                                                         Лора Тирон, специально для Глагол. Иркутское обозрение

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также