Сто лет назад в Тофаларии открылась первая школа

12 ноября 2023

Об этом рассказал музейно-культурный центр Нижнеудинска.

тофалары

В 1920-х году у карагасов (тофов) начался постепенный переход на оседлый образ жизни. До 1922 года там не было вообще никакой власти, но Нижнеудинский уездный исполком принял решение направить туда своего представителя, чтобы на месте познакомиться с жизнью карагасов и «образовать советы». 

На культурных базах появились первые школы. В декабре 1923 года была открыта школа в восточном районе поселка Сасырка. 26 декабря состоялся первый суглан, где, помимо школы и советов, обсуждался вопрос создания потребительского общества, разрешения нарезного оружия местным жителям для промысла и освобождения карагасов от повинностей. 

В первый год в ней обучались 27 карагасских детей. Занятия начались в январе 1924 года. Школа временно размещалась в помещениях бывших под факторией Ирсоюза. На отпущенные средства Комитета Севера начали заготавливать лесоматериал для постройки специального здания для школы-интерната на 50 человек. При школе было организовано наглядное хозяйство: приобретены две коровы, поросята, плуг, разбит огород.

В 1925 году в Иркутске вышли дневники Бернгарда Петри поездки в Карагасский суглан, где он рассказывал, что среди жителей шла большая культурно-просветительская работа и, в том числе, открыта школа-интернат на двадцать детей. 

В 1926 году детей перевели в Алыгджер, где была открыта вторая карагасская школа с интернатом. Учеников стало больше. Как писали газеты в то время: «Приручение ребенка-обитателя тайги к новой жизни было сложным...». 

Дети пугались и убегали из класса, дрались, не хотели есть ложками. Их приучали к режиму питания четыре раза в день: на завтрак - чай с молоком и хлебом; в обед - суп с мясом, молоко; в полдник – каша; на ужин - каша и чай без молока. Дети все курили, не убирали за собой, матерились по-русски, но ничего чужого не брали. Честность была безукоризненной. 

Так как письменности у карагасов тогда еще не было, детей учили на русском языке. Учителя и воспитатели были русскими, также и обслуживающий персонал. Учили с переводчиком, начиная с названия окружающих предметов. Дети проявляли склонность к математике и к рисованию, отличались хорошей зрительной памятью. 

К июню дети освоили четыре действия до двадцати и сложение до 1 000, медленное и не вполне осмысленное чтение, выучили четыре стихотворения, двадцать статей по букварю. Родители не хотели отдавать детей в интернат, через год пришло еще 20 человек. Из 40 человек после трех лет учебы - четырех учеников отправили учиться в Ленинград в интернат «Народов Севера». Двое - Токуев и Унгуштаев - после учебы возвратились в Алыгджер. Сначала работали воспитателями и учителями в школе-интернате, потом в управленческом аппарате.

Фото из архива музейно-культурного центра: карагасы начала XX веков, ученики школы-интерната в Алыгджере (1940).

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также