Наталья Меркулова: кино иногда рождается просто из...
14 января 2018
Осенью 2017 года Наталья была членом жюри третьего Байкальского фестиваля регионального кино, и после одного из рабочих дней фестиваля с ней поговорила главред журналов "Ирк.Собака.RU"
Наталья Меркулова в представлении не нуждается. Известный иркутский журналист 11 лет назад уехала из родного города покорять Москву. Теперь ее знают во всей стране, ее фильмы успешно участвуют в кинофестивалях, но она все равно приезжает домой. Осенью 2017 года Наталья была членом жюри третьего Байкальского фестиваля регионального кино, и после одного из рабочих дней фестиваля с ней поговорила главред журналов "Ирк.Собака.RU" и "Провинция" Александра Поблинкова.
"Глагол. Иркутское обозрение" не смог пройти мимо этого интервью и публикует его фрагменты на своих страницах.
На Байкальском фестивале регионального кино вы уже во второй раз, он для вас как-то поменялся?
В самом начале этого был камерный междусобойчик при большом областном фестивале, а теперь, это уже самостоятельный организм, и мне очень нравится, что люди, которые его делают, работают не за деньги, а за идею. Они создают открытую питательную среду для других горожан. Сейчас появляется такое количество новых людей, новых глаз, чувств, мыслей. И мне бы хотелось снять здесь кино, но это очень далеко от Москвы, логистика, техника и актеры — это все выльется в невероятные суммы, это как уехать снимать заграницу.
Если сравнивать фильмы участников первого фестиваля и сейчас - вырос ли уровень работ?
Я не могу сказать, что это каннский уровень работ, но, на мой взгляд, он и не должен таким быть, потому что это фестиваль регионального кино. В нем участвуют молодые ребята, которые делают свои первые шаги, но у них уже появляется свой киноязык. Это говорит о том, что люди правильно выбрали профессию и, возможно, у них получится делать настоящее кино.
Одно дело уехать в столицу, устраиваться в существующую индустрию, это правда тяжело и многих доводит до депрессии, чтобы туда втереться, нужно быть очень стрессоустойчивым, и после каждого падения подниматься, и это все еще не считая таланта. Многие не выдерживают, потому что нужно обладать какой-то кожей в десять сантиметров. Совсем другое дело начинать все это строить здесь с нуля.
Иркутяне считают вас своей. А вы сейчас больше иркутянка или москвичка?
Здесь я долго работала журналистом. Но в работе журналиста, как и в кино, важен герой. Так мне открылась документалистика: наблюдение за героем, «подглядывание», это очень увлекательный процесс. В Москву я улетела «на автопилоте», с одним чемоданом, нужно было как-то зарабатывать. Я пошла учиться писать сценарии для сериалов, «мыльного мыла». Начинала с самых примитивных сериалов, впрочем, тогда я так не считала, мне казалось, что и это уже кино.
Я всегда говорю, что я иркутская, это понятная для меня «корневая» система.
Вообще я всегда хотела сама снимать, но для этого мне нужно было какое-то подтверждение со стороны, я не могла до конца в себя поверить и пошла на режиссерские курсы. Когда мастера и однокурсники подтверждают твое право на эту профессию, это помогает. Но начала снимать все равно с большими сомнениями.
То есть у вас тоже был так называемый «синдром самозванца», когда человек думает, что вот вдруг он сейчас всех обманывает?
Я постоянно борюсь с этой проблемой, думаю, что надо лучше маскироваться, чтобы все подумали, что я действительно умею это делать. И каждый раз, мне кажется, что невозможно приобрести достаточное количество опыта, чтобы почувствовать себя более уверенно и проще относиться к процессу.
Что вас побуждало каждый раз сделать новый шаг в карьере, сказать себе, что все, с этим хватит, я иду дальше?
Когда я только начала писать сценарии к сериалам, то была полностью увлечена этим, но со временем стала понимать, что я выхожу на улицу только ночью, и все, и вся моя социальная жизнь — это три раза пройти вокруг городского пруда. Видимо, это был не мой путь, я не могла существовать в такой изоляции. Постоянная работа над сценариями, дедлайны, все это стало для меня камерой пыток. Нужна была разрядка.
В своих работах вы показываете достаточно интимные вещи, о которых люди обычно не говорят, и просто встать и заговорить о них немного страшно, а вы берете и поднимаете эти темы. Почему?
Когда мы в работали с Анной Михалковой над новеллой для «Про любовь. Только для взрослых», это было настолько не ее амплуа, как в прорубь броситься. Образ интеллигенток уже сильно приклеился к ней, и мы с Алексеем Чуповым (соавтором) подумали, что было бы неплохо устроить какой-нибудь бедлам, который сорвал бы с нее этот ярлык. Благодаря тому, что она нам доверилась, все получилось. Это связано с теми травмами и страхами, с которыми все мы сталкиваемся по жизни, они знакомы не только женщинам, но и мужчинам. Когда я снимала короткометражный фильм «Сестры» с Викторией Толстогановой и Викторией Исаковой, я тоже предложила им эксперимент. Эксперимент всегда возбуждает, ты пробуешь что-то новое.
Полностью встречу очаровательных Александры и Наташи вы сможете увидеть на страницах "Провинции" и "Ирк.Собака.RU".
Фото Антониды Фроловой.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!