Гейрат Шабанов: Для меня вдохновение - это желание работать
14 января 2024
Екатерина Санжиева (портал «Культура38») встретилась с солистом Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского Гейратом Шабановым.
Он родился в поселке Октябрьский Чунского района. Школьником красил заборы, затем служил в МЧС, был кочегаром, звукооператором, связистом, путейцем на железной дороге, грузчиком и работником на пилораме. На одном из концертов в Иркутске, его заметили и пригласили в музыкальный театр.
- Занимался гитарой дома. Пел, в основном, дворовые, военные песни. Вместо того, чтобы учиться, приходил в школу с гитарой и на переменах играл. Играл не три аккорда, как другие парни, а серьезную классическую музыку: Фердинандо Карулли, Дионисио Агуадо, Наполеона Коста. Хотелось открывать для себя что-то новое, развиваться. Оказалось: из гитары можно извлекать такие красивые звуки, трезвучия стали для меня просто блаженством, от этой музыки я «улетал».
У меня тогда были мозоли на кулаках, потому что я занимался еще боксом и карате. Отжимался на кулаках. Я еще играл на баяне. Несмотря на эти увлечения, живя в поселке, я надеялся, что смогу каким-то образом себя проявить и вырваться оттуда. Пытался поступить в красноярское культпросвет училище, но понял, что это не мое. Я делаю все исключительно на желании. Меня не надо ничем мотивировать, у меня это все внутри.
— Вы как-то сказали, что вам нравится играть героев, которые в течение пьесы меняются. А насколько вы сами изменились с тех пор, как стали солистом музыкального театра?
— Человеку сложно судить о себе самому. Нужен сторонний взгляд. Да, я изменился, но не кардинально. Стал, наверное, менее консервативен. Даже в стиле одежды мне нравились только определенные вещи: классические костюмы, пальто. Возможно, потому, что в моей жизни этого было мало.
— Был ли у вас страх сцены? Как вы впервые на нее вышли, насколько это было сложно?
— Вообще не сложно. Я вспоминаю первый свой выход на сцену, он был в первом классе. В школе наш учитель Тамара Григорьевна ставила сказку «Как медведь трубку курил». Я играл волка. На мне была огромная маска, которую мы сделали вместе с мамой. Я и сам был любитель что-нибудь клеить и конструировать. Вышел я в этой маске, оттарабанил текст. Тогда никакого страха у меня не было.
Полный текст интервью читайте здесь.
Но чем дольше живу, чем больше играю, тем страхов становится больше. Не знаю отчего. Часто задаю себе вопрос: я же миллион раз играл в этом спектакле, отчего же накатывает такая неуверенность?
— Есть ли у вас определенный ритуал перед выходом на сцену? Может быть, вам нужно побыть одному или выпить чая?
— Посидеть одному в театре точно не получится! Только суперзвезды могут побыть перед концертом или спектаклем в одиночестве.
— Вы звезда иркутского музыкального театра.
— Сегодня звезда, завтра нет. Это зависит от востребованности в репертуаре. Звездность —величина непостоянная. Твой успех зависит еще и от того, сможешь ли ты предлагать себя, делать заявки на роли. Я этого делать не умею.
— Но вы мечтали исполнить мистера Икс в «Принцессе цирка» и исполнили. Получается, режиссер сам догадался о вашей мечте?
— Ни к кому я не подходил. Посмотрел назначение на роль и увидел себя. Я уже до этого знал, что буду играть мистера Икс. Видимо, интуиция. И я бы не сказал, что прямо мечтал об этой партии. Моя мечта — петь оперный репертуар.
— Насколько важны для вас партнеры по сцене?
— Партнеры очень важны. Ты смотришь актеру в глаза, он смотрит на тебя. От него идет послание тебе, от тебя — твое послание ему. Вы вступаете в некий союз, симбиоз. Это читается зрителями. Вы вместе создаете на сцене определенную пластику. А когда от твоего партнера ничего не исходит, то и на сцене не происходит никакого волшебства.
— Некоторые актеры признаются, что иногда так проникались ролью, замыслом режиссера, что влюблялись в своих партнерш по фильмам…
— Когда Федору Шаляпину рассказали случай про актера, который настолько вошел в роль, что на самом деле ранил своего партнера по сцене, он сказал: «Этого актера нужно посадить в тюрьму. Потому что на сцене таким не место!»
Если ты влюбился в коллегу, все равно надо сохранять профессиональные отношения. А если никаких чувств в реальности между вами нет, надо сделать все, чтобы зрители поверили в них. Надо суметь прожить эти чувства, а потом после спектакля забыть об этом и пойти домой. Ты должен все держать под контролем. Ты не злишься до «белого глаза», ты проживаешься злость как актер.
Как говорил тот же Шаляпин: «В артисте существует два человека: один смотрит со стороны, а другой делает». Нельзя полностью погружаться в ненависть, ярость, любовь. Чтобы не причинить вред себе или партнеру по сцене.
Фото Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!