Издан двухтомник «Инженеры Транссиба: историко-биографические очерки»

14 декабря 2023

Транссибирская магистраль. Свыше восьми тысяч километров от Урала до Тихого океана. Сотни мостов, многочисленные тоннели, галереи, подпорные стенки, вокзалы, водонапорные башни и станционные строения…

транссиб

Даже сейчас, когда многое из возведённой железнодорожной структуры утрачено за сотню с лишним лет, результат труда тысяч людей вызывает восхищение. Особенно, если узнаёшь, за какой короткий период был пробит этот путь, какие сложные геодезические и геологические проблемы вставали перед строителями, учитывая примитивные средства механизации того времени. 

В результате величие египетских пирамид померкло перед масштабом самой грандиозной стройки века, а, возможно, и тысячелетия. Как итог – воздвигнут не красивый фон для съёмки туристов, но в огромное пространство влили «свежую кровь», начался новый этап освоения богатейших, но слабозаселённых районов, территориальная целостность империи окрепла и приросла новыми освоенными землями. Via est vita – железная дорога вдохнула новую жизнь в промышленность, торговлю, обороноспособность и прирастание ресурсами.

Художник метит росписью законченную картину, удостоверяя своё авторство. История сохранила имена великих скульпторов и архитекторов. И только фамилии тех, кому мы обязаны строительством уникальных инженерных объектов, что до сегодняшнего дня продолжают служить людям и не потеряли своей актуальности, остаются известными лишь узким специалистам. 

Многие названия, данные объектам магистрали в честь их строителей, для современников утратили своё истинное значение. Из памяти людской постепенно грозят исчезнуть яркие страницы жизни государства, если историки не будут восстанавливать по крупицам хронику славных дел. Именно поэтому так бесценен труд иркутских историков-исследователей Александра Хобты и Татьяны Гордиенко, собравших сведения об инженерах Транссиба, чей творческий и подвижнический потенциал представил и заставил работать на потомков одно из величайших чудес света своего времени.

- На Транссибе трудились тысячи российских инженеров, – отметил в рецензии доктор исторических наук, профессор Иркутского государственного университета путей сообщения Валерий Третьяков. – В советское время публиковалось очень много статей об ударном труде, передовиках производства, внедрявших новшества и научную организацию труда, в том числе на железнодорожном транспорте. Но о тех, кто строил первые железные дороги в Сибири, по идеологическим причинам крайне мало упоминалось, разве что о наиболее выдающихся строителях Транссиба мы знали…

Заслуга авторов заключается в том, что они сделали достоянием гласности железнодорожной и широкой общественности биографии первых изыскателей и инженеров, эксплуатировавших только что построенную магистраль. Это большой и ответственный труд, изучить который мы просто обязаны.

Книга состоит из 227 очерков об инженерах – строителях Великого Сибирского пути. Это не только  инженеры- «путейцы», но и горные инженеры, геологи, военные инженеры, топографы, картографы, научные сотрудники, исследователи Сибири. История железнодорожного транспорта, неразрывно связанная с техническим прогрессом, в XIX веке взбудоражила умы передовых людей, стремившихся к покорению пространства и времени, изучению природы ещё нетронутых областей России. 

Авторы подняли большой пласт забытых по идеологическим причинам биографий героев – создателей Транссиба. В книге 388 страниц. Ее уже можно почитать в гуманитарном центре - библиотеке имени семьи Полевых (Университетский, 70). 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также