Чайковский и трубы мира: двадцать лет на сцене

15 февраля 2018

Музыка этого коллектива представляет собой сложную смесь народной музыки Латинской Америки, Ямайки, традиционного европейского фолка и романтического шансона, ритм-энд-блюза, классического рокнролла и хард-рока.

Чайковский Иркутск

На протяжении двадцати лет количество компонентов "музыкального коктейля" только увеличивается, что позволяет причислить группу к "эклектик-року". Легкая, близкая к наивному панку, подача этой взрывоопасной смеси не оставит равнодушным ни одного слушателя.

Все это "Чайковский и Трубы Мира". В воскресенье, 18 февраля,  музыканты выйдут на сцену с большим концертом в «Рок-н-ролл пабе» с презентацией альбома «Сказки венского леса».  

Группа образовалась в 1997 году, но тогда она называлась «Все пропало». Как рассказал в одном из интервью бессменный лидер Антон Чайковский, уже был выпущен первый альбом, музыканты постоянно репетировали, а названия у группы не было. За три дня до концерта все сильно нервничали, и фраза «Все пропало» идеально подходила моменту. Однако после этого на концертах у «чайковцев» начались неприятности – то инструменты пропадут, то шнуры, а потом и участники стали пропадать (состав группы изменился). Так что название решили сменить.

В группе играют люди разных профессий, например, Антон Чайковский – врач-онколог, несколько лет проработавший в онкодиспансере. По его мнению, музыка и медицина похожи тем, что главное в каждом деле не только профессионализм, но и творческие способности. За двадцать лет рокеры написали более сотни песен, покорили множество российских и зарубежных фестивалей и выпустили несколько альбомов.

"Глагол. Иркутское обозрение" публикует фрагменты одного из интервью, которое Антон дал журналисту Михаилу Юровскому.

Говорят, бунтари были всегда и всегда будут. Обществу жить и каждому в отдельности существовать без них трудно. Рок изначально был трамплином для тех, кто хочет встряхнуть мир.

- Когда ты ощущаешь себя психом?  

- Психом себя никогда не ощущал и не ощущаю, иногда, но очень редко такие эпитеты были, но, как ни смешно это звучит, главным и всегдашним образом это касалось моей работоспособности и работовозможности. Действительно псих я – на сцене. Живу, потому что не могу не... Даже периодически провожу тренинг с самим собой на эту тему под названием "а оно тебе надо?". Ответ всегда утвердительный. Более того, при добровольном отказе  очень быстро начинается ломка. И касается это не только живой и великой дышащей сцены, где жизнь, эмоции, открытия, падения и смерть со славой, радуга и фейерверк, но и творчества вообще, музицирования, стихосложения в частности.. Тем более что за долгие годы у меня столько поназавелось предметов для извлечения звука и предметов для письма, что невольно на них натыкаешься, и это притягивает как магнит, как сладкое варенье, как запретное и желанное вожделение, как химическая зависимость... В этом смысле я, конечно, тяжело болен музыкой и песенным творчеством. А грань досуга и  работы очень стерта здесь, да и вообще в жизни...  Есть моменты, когда бичующее и крестоносное зарабатывание денег выматывает и само толкает в сети сценического призрачного счастья, в теплые его лапки...  А бывает, что голос «разума» пиджачного шепчет «остановись... так нельзя...». Но этот голос очень слаб и тщетен. Противоречие в том, что чем больше погрязаешь в обыденности, тем больше стремление к поиску отрыва, к эмоции куплета и припева. И иногда это стремление, по абсурдности, само превращается в титанический труд. Ну и без этой диалектики никуда! Это противоречие, наверное, и составляет ту ракету, на которой я лечу...  И всегда, и вопреки (это к вопросу «стал я психом или родился таким»?). Родился, конечно. Все остальное, в той или иной степени, вступает в полемику с этим основанием. А отдушины не существует. В моем варианте. Мучительный драйв спора диссонирующих интервалов. Так что – психую и пишу. 

- Кто говорит с тобой на твоем языке?  

- Спасибо за осведомленность в моем творчестве. В контексте песни «Говори» из нашего последнего альбома это, естественно, самый близкий Человек. Именно с большой буквы. Учитывая, что песня обращена все-таки к слушателям – каждый может сам додумать, кто это, решить для себя. В подоплеке, конечно, речь идет прежде всего о женщине, причем любимой, любящей и.. понимающей мой язык.

- Полиэтиленовый ужин — это откуда, то работа или семья?

- Нет, это черточки чисто бытовые, так сказать, приметы определенного времени, или даже исторического периода – Периода Пластмассовой Еды, Фастфуда и Доширака в широком понимании. Ну и немного чисто сибирского колорита. Здесь никаких бытовых проблем или недовольства не подразумевается. Наоборот, речь всего лишь о том, что еда и питье не самое главное. Главное - тепло дружеского очага. Процитирую уж лучше целиком весь этот куплет: 

Полиэтиленовый ужин зимой,
Холодно-холодно, еще по одной.
Краски не тускнеют, холсты не размокают,
Только наше сердце все тает-тает-тает.

По-моему, все достаточно очевидно. 

- Кто лучший слушатель: домашний отшельник, или Мало что слышащий из-за звука Сам зритель, или же тот, кто берет у друзей твой диск, или вдруг даже еще и покупает его.

- Как правило, самые преданные и вникающие – это домашние слушатели, ценители слога, буквы, духа - вообще, они достаточно часто пересекаются с нами и в реальной концертной жизни, я бы даже сказал, что именно наша группа часто притягивает такое отношение – бережное к содержанию. Ведь концерт - это всегда, главным образом, драйв, подача, мощь и танцевальный грув, и действительно там присутствует большой процент «мало-что-слышащих», но активно энергетически включающихся, танцующих и качающихся (рок-н-ролльных) зрителей. 

Но наши концерты, особенно большие сольные программы, всегда построены таким образом, чтобы среди этого грува находилось место и для «внезапных» акцентов на содержании, мысли, тексте. Ну а билеты, вообще-то, берут и те и эти, все-таки определенный уровень культуры у наших слушателей присутствует исходно. А диски покупают те, кто хочет купить живой физический сувенир, так сказать, маску Вуду из дальних стран. 

Поскольку в эпоху тотального информационного поля слушать музыку можно с чего угодно без всяких реальных ограничений. Поэтому покупка диска сейчас - это уже сакральный акт выражения поддержки и любви к исполнителю больше, нежели приобретение желаемого носителя. И это вдвойне приятно, что есть и такие наши поклонники. 

- Сколько людей и явлений протекло за двадцатку минувших рок-будней, и где же они? 

- О, срок гигантский, учитывая, что он еще и не весь озвучен, речь ведь идет только о творчестве в рамках проекта «Чайковский и Трубы Мира», а, в принципе, начало было еще лет на 10 пораньше… Ну вот ключевое слово здесь все-таки «протекло». 

Как сказал классик нашей поэзии Бэла Ахмадулина – «…звучат шаги – мои друзья уходят». Понятно, что это примета определенного биологического возраста – приобретения начинают сменяться потерями. Увы, часто эти потери – людские. Уходят хорошие достойные музыканты, уходят интересные авторы, уходят коллективы, подававшие надежды и толкавшие вперед машину жизненной осмысленности. Было их на моем веку и в моих встречах очень много, от малого до большого. 

Ну а явления прошедшие, это творение тех же людей, ныне живущих и отживших уже. Какие-то цепляются за бытие внешней формой, какие-то переходят в новое содержание, но и те и другие – переходят от человека к человеку. Я вот, поскольку  со многими такими музыкальными людьми и явлениями в творческой жизни Иркутска был многажды пересечен и продолжаю путь свой, пытаюсь поддерживать течение этой творческой речки, пытаюсь помочь тем, кто «не застал», - хотя бы омыть ноги в этом процессе, ну и сам продолжаю генерировать течение. 

– Для чего ты выходишь на сцену — сказать главное или же разрядиться?

– Одно без другого для меня не существует. Это называется «творческий катарсис». Другое дело, когда тебе рады и узнают – если не песни, хоть в лицо. Тогда можно спастись пантомимой.

– Когда говорят о медиках или музыкантах шаблонно, хочется вмешаться?

– О них всегда говорят шаблонно, так что смысла вмешиваться особого не вижу. Если речь не идёт про прямое оскорбление или искажение сути по дремучему незнанию предмета, что очень часто.

– Чем тебе интересны люди: своим опытом или же поиском своего пути?

– Опытом лучше. Путь есть у всех, даже у тех, кто его не ищет. Невозможно быть живым и не быть путником. Поиск пути для меня – это понимание, что ты по нему уже давно идёшь. Когда вдруг неизлечимо больной оживает вдруг, как человек с ножом в голове... Или когда человек идёт за хлебом – и вдруг оказывается моим пациентом. Или когда пациент узнаёт тебя как музыканта….

Михаил Юровский, "Иркутские кулуары". 

PS: Вход на концерт 18 февраля свободный. 

Фото из соцсетей

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также