Добролёт, или Среда Петрова №101

15 мая 2019

В Иркутск стали летать еще с 1925 года, о чем довольно много написал исследователь и журналист Михаил Денискин.

самолет

МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ПЕТРОВЫМ АЛЕКСЕЕМ ВИКТОРОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ПЕТРОВА АЛЕКСЕЯ ВИКТОРОВИЧА (18+)

Ровно девяноста лет назад, 20 мая 1929 года, в Иркутск прибыла первая авиапочта из Москвы. Так наш город стал связан со столицей. Конечно, до первых регулярных рейсов на Тув-104 еще далеко, но в то время это был большой прорыв в развитии страны. Это сейчас никого не удивишь, что каждый день десять и более полных рейсов везут нас в Москву, а тогда…

В 1927 году в Боково (это самый конец Иркутска-2, кто не знает) приземлился самолет АНТ-3 молодого Туполева, пролетавший по маршруту с Москвы до японской столицы Токио.

Почтовый самолет «Добролет». Первое сообщение о том, что самолет прибудет в Иркутск было опубликовано еще за год до этого. Мы (читай – иркутяне) ждали его 21 сентября 1928 года, ведь за три дня до этого он вылетел из Москвы. «На самолете почта для Иркутска, восточных городов и транзитная почта в Китай и Японию». Писатель Эраст Бутаков говорит, что почта прибыла в Иркутск, но почему-то именно ту, майскую 1929 года, газеты называют первой.

19 мая был отправлен самолет из Иркутска. Сохранилась фамилия первого летчика – Иосиф Лопаногов. Говорят, что это тот самый Лопаногов, который в начале Гражданской войны разбрасывал листовки, подписанные Лениным, для агитации в войсках генерала Краснова. У него богатая биография: прожил 90 лет, награжден двумя орденами Красного знамени и стал первым летчиком, намотавшим 1 млн км!

Рейс, как вы понимаете, был не прямым, остановок было много: только из Красноярска - две. Именно там ждал московский самолет летчик. По первому временному расписанию было запланировано три полета в неделю: в три часа ночи на понедельник, четверг и субботу. Обратно из Москвы самолет прилетал вечером в 20.25 вторника, пятницы и воскресенья. Кстати, рейс не выдержал расписания и прибыл вместо половины девятого вечера 20 мая только спустя пять часов - в 01:20 ночи 21 мая.

Лопаногов рассказывал, что подъем в Красноярске был очень трудным, все время шел сальный снег и на аэродроме он достигал 7-8 см. снегопад шел до самого Канска, поэтому приходилось лететь практически над землей – не выше 50 метров.

В Канске пошел дождь, а после Нижнеудинска – разорванные облака. Там была посадка, где также загрузили почту. Скорость самолета не превышала 160 км\час, так что расстояние из Красноярска до Иркутска было преодолено в шесть часов, а если взять целиком маршрут Москва – Иркутск, то на это понадобилось почти двое суток.

Самолет привез 40 кг почты. А уже на следующий день в Красноярск вылетел Fokker C.IV с летчиком Евгением Ардазиани. Это самолет, разработанный в Голландии, который имел коммерческий успех в двадцатые годы после окончания первой мировой войны, заменив военные самолеты. Из 159 выпущенных самолетов треть – 55 – закупил Советский Союз. Тогда он прославился своей надежностью, и его стали использовать и в военных целях армии Голландии и Испании.

Тогда о первых победах советской авиации особенно тепло писали в газетах. Так, 27 августа 1929 года на иркутский аэродром приземлился самолет «Страна советов», который летел из Москвы в Нью-Йорк, но сделал у нас дозаправку, преодолев расстояние за 29 часов. Трасса была тяжелой, особенно из Новосибирска, когда пошел снег (август месяц, но небесная канцелярия не могла не устроить испытание летчику Шестакову), который рассказал в Иркутске, что через два дня уже собирается быть в Хабаровске. История «Страны Советов» тоже не совсем благополучна, поскольку он попал в аварию, пришлось вылетать из столицы второму самолету, но об этом уже позднее рассказали архивы. В тот же день в Иркутск прилетел самолет «Червона Украина», преодолевший расстояние из Харькова за 36 часов под управлением заслуженного летчика Снегирева.

14 июня 1929 года начались первые работы на строительстве Иркутского аэродрома, но это совсем другая история.

А вспомнилась мне эта история, когда вчера я зашел в иркутский аэропорт. Бывают месяцы, когда он для тебя становится таким родным – либо сам летаешь, либо кого-то встречаешь или провожаешь. А мимо тебя проходит летний состав бравых парней и красивых стюардесс, и ты понимаешь, что для них это жизнь, как для тебя – твои встречи в «Среде Петрова».

Алексей Петров, историк

Фото из открытых источников

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также