«Битлз» как предчувствие: всемирному дню «The Beatles»

16 января 2018

16 января 1957 года в Ливерпуле на улице Мэтьюз Стрит в бывшем винном погребе открылся клуб «Cavern» («Пещера»).

битлз

В этом клубе, который расположился в бывшем винном погребе, и начали свой путь к славе тогда еще никому не известные молодые музыканты - Джон Леннон, Пол Маккартни и Джордж Харрисон, а в последствии и присоединившийся к ним Ринго Старр.

По решению ЮНЕСКО начиная с 2001 года ежегодно 16 января отмечается всемирный день «The Beatles».

«Глагол. Иркутское обозрение» публикует фрагмент статьи искусствоведа Ирины Чижовой из газеты «Советская молодежь» 1981 года, в которой она рассуждает о роли Джона Леннона сразу же после его смерти. 

Из прожитых сорока лет Джон Леннон занимался музыкой двадцать пять. И эти двадцать пять - ровно столько, сколько рок-музыка существует. Леннон - это первые песни «Битлз», первые концепции альбомного мышления, эксперименты с электроникой, первые концерты вне «Битлз» с 1968 года. После распада «Битлз»Леннон написал семь сольных альбомов и выпустил один сборник. Между шестым альбомом «Рок-н-ролл» и седьмым «Двойные фантазии" был перерыв в пять лет. Многие тогда, в эти пять лет молчания, думали, что Леннон поставил точку - ведь он сам прошел весь этот путь: «каждый делает, что хочет, пока молод», «жить быстро - умереть рано» и «я хочу, чтобы меня выслушали». Да, прошел. А потом он начал противоречить тому, что когда-то говорил и делал сам.

Когда в 1976 году панки воскресили начало шестидесятых, Леннон говорил: «Я отнюдь не без ума от людей, которые разрушают сами себя». Было ли это данью возраста (панкам было 17-20 лет, Леннону - 34)? Вряд ли только это. Скорее, здесь сказалась мудрость первопроходца. Ведь с начала 60-х в рок-музыке складывалось так: бунтари взрослели и успокаивались, а на смену им приходили новые.

В период 1975-1980 годов в рок-музыке успели поменяться три стиля: панки, диско-моды. Панки кричали: «Ответим насилием на насилие». Леннон говорил: «Насилие рождает насилие». Дискари ничего не отвечали и не говорили. 

В 1979 году, когда Леннон - композитор и исполнитель - все еще молчал, в США  уже заметались, подыскивая стиль, который смог бы заменить надоедащий диско. Леннон говорил в тот момент: «В какой-то момент жизни мне стало важнее очутиться лицом к лицу с реальной действительностью, самим собой, чем со взлетами и падениями исполнительской деятельностью и мнениями публики».

Судя по всему, Леннон упрямо мыслил наперекор молодым, не желая возвращаться к идеалам юности. Сама же рок-музыка в то время как будто стремилась вернуться к началам шестидесятых. «Ненавидим «Битлз», они скучные и ядовитые!» - так говорят сегодня самые молодые в Англии, на родине Леннона. Они хотят начать все сначала, но им не нужен опыт «Битлз». Так, может быть, зря искал истину Леннон, постигая и опровергая? Может быть, если он не смог до конца постичь, другие пойдут по этому же пути и найдут верные решения? Может быть. Но если оно будет найденным, и ему суждено стать высказанным, то оно вряд ли будет противоречить ленноновскому: «Толпа видит или хочет видеть в художнике шута и гладитатора одновременно. Он должен спешить и развлекать ее всю жизнь и апофеозом этого развлечения должна стать его смерть». 

И не дай бог, если она не будет насильственной. Художник, умирающий собственной смертью в постели, не устраивает толпу, которая в этом случае считает, что ее надули и требует «деньги обратно».

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также