Август 1898-го: первый поезд в Иркутске
16 августа 2023
Летом 1898 года рельсы строящейся железной дороги подошли к Иркутску, а 16 августа в город прибыл первый поезд.
Строительство Сибирской железной дороги началось в 1891 году сразу с двух противоположных сторон – от Челябинска и Владивостока.
2 июля 1898 года рельсы уложили до построенного деревянного железнодорожного моста через Иркут.
4 августа к 18:30 рельсы были уложены до здания первого иркутского вокзала (архитектор Николай Соловьев), строительство которого также закончили к августу 1898 года, как и постройку платформы, водонапорной башни, депо и других служб. 5 августа прошли испытания, когда по мосту Иркут прошел поезд, груженный рельсами.
16 августа в Иркутск прибыл первый поезд. К его встрече железнодорожники готовились вместе с горожанами.
С раннего утра толпы народа направлялись в Глазковское предместье, где находился железнодорожный вокзал. Предварительно городские власти расклеили по городу 280 объявлений, в которых попросили горожан украсить свои дома. Особенно пестрел флагами понтонный мост через Ангару имени цесаревича Николая. Все любовались красивой аркой, переброшенной через железнодорожное полотно и построенной на средства города. Арка была украшена флагами, еловыми ветками, гербами и щитом наверху с надписью «Привет от Иркутска!». Увы, она не сохранилась, но первый поезд через нее прошел.
Небольшой одноэтажный вокзал также был в праздничном убранстве. Во избежание беспорядков к вокзалу публика допускались лишь по билетам, все остальные могли расположиться вдоль полотна железной дороги, а также на горе, над вокзалом, и на специально подошедшем к берегу пароходе, чтобы увидеть приближающийся к Иркутску первый поезд.
В 12:30 заиграл военный оркестр. Он исполнил торжественный марш, а публика, увидев первый паровоз, закричала «Ура!».
По прибытию на перрон вышли инженеры-строители. Городской голова Василий Жарников приветствовал помощника начальника управления по сооружению Сибирской железной дороги министерства путей сообщения Помпея Яковлевича Соколова и преподнёс ему хлеб-соль. Высокопреосвященный Тихон с высшим духовенством совершили молебен. По окончанию молебна начался салют из орудий.
Торжества в городе продолжались два дня. На станции Иннокентьевская (позднее Иркутск Сортировочный) был приготовлен обед для рабочих.
У инженеров и начальства праздник был в Глазково: прямо на платформе сервировали стол на 200 человек. По случаю прибытия первого поезда Иркутский генерал-губернатор Александр Горемыкин дал поздравительную телеграмму министру путей сообщения Михаилу Хилкову.
Вечером 16 августа железнодорожный вокзал и многие здания Глазковского предместья и города были богато иллюминированы, запущен фейерверк.
Паровоз серии А № 2, участвовавший в празднике, на другой день стоял на станции и привлекал к себе внимание иркутян.
Газета «Восточное обозрение» сообщала: «Свершилось!.. Сегодня свисток паровоза впервые огласил наши окрестные горы, степи и леса, ещё почти не тронутые культурой. Идея о стальном поясе, соединяющем два океана, Великий и Атлантический, еще не так давно казалась несбыточной мечтой, теперь же будет совершившемся фактом. Старая Сибирь осталась позади, впереди перед нами встает что-то новое. Сознание важности переживаемого страною момента проникло все слои общества, и почти перед каждым встает вопрос «что-то будет».
Великая Сибирская железная дорога – это одно из грандиозных сооружений XIX века, пересечет страну малонаселенную, пустынную, не имеющую почти никакой промышленности, страну малоисследованную, богатства которой более или менее проблематичны».
24 сентября 1898 года в Иркутск прибыл первый поезд с пассажирами и товаром. Здание иркутского вокзала было построено однотипное с Красноярском, куда поезд пришел в декабре 1895 года. В 1905-1907 годах оно было достроено по проекту инженера Вадима Коляновского.
Историко-краеведческий сектор гуманитарного центра-библиотеки имени семьи Полевых подготовил виртуальную выставку «Прибытie въ Иркутскъ перваго поѣзда».
По материалам Государственного архива Иркутской области, Александра Хобты и собств.информации.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!