Дистанционное образование в период пандемии: первые итоги

17 августа 2020

Накануне 1 сентября тема образования вновь выходит на первый план. Руководитель центра цифровой трансформации образования Института развития образования Иркутской области Александр Быков рассказал о том, как учителя региона пережили переход на дистанционное обучение, с какими проблемами столкнулись и как их решали.

- Проблемы, с которыми столкнулся наш регион, типичные для всех, их можно разделить условно на две категории: технические и кадровые. Большая часть сервисов, инструментов дистанционного обучения работают через интернет. Значительная часть школ региона находятся на скорости меньше одного мегабита в секунду, домашний личный интернет во многих отдаленных районах часто находится тоже где-то в этих цифрах. Это первая сложная ситуация, которую пришлось решать. Около 20 % учителей успешно справились с ситуацией, но мы понимаем, что большая часть все-таки не была готова к такому повороту.

По поручению нашего министерства образования была создана мониторинговая группа: за месяц эксперты просмотрели около 400 дистанционных уроков в разных форматах, и порядка 20 % из них были признаны неформально достаточно успешным опытом, большую роль в этом сыграло и неплохое качество интернета.

Есть городские школы, в которых неплохой интернет, но учителя не справились с задачей из-за отсутствия навыков с сфере информационных технологий. Есть населенные пункты, где по объективным причинам не было возможности организовать обучение через интернет. Там школы составляли задания, давали детям учебные материалы на неделю вперед: раскладывали их по официальным папочкам в фойе школы, родители приходили на назначенное время, чтобы не пересекаться. Основными инструментами там были электронная почта и мессенджер.

- Был замечен интересный опыт голосового общения в WhatsApp’е или в Viber’е. Интернет не позволял организовать хорошую видеоконференцию и связь между учениками, поэтому учитель отправлял аудиосообщения.

- Школы в целом решили так или иначе эти задачи. У нас работал и до сих пор работает региональный виртуальный центр методической поддержки: каждый родитель, учитель, ребенок может позвонить на горячую линию, связаться по почте, задать вопрос или попросить что-то разъяснить. За два месяца карантина было обработано около полутора тысячи звонков и обращений со всей области.

Первую неделю обращения были методического характера от учителей: «Что делать? Куда идти?». Где-то на второй неделе мы заметили, что начали активизироваться родители, потому что на них свалилась большая ответственность в этот период. Вопросы были разного характера, в том числе и финансового.

Сервисы достаточно быстро отреагировали. Яндекс.Учебник был весьма популярен в нашем регионе в начальной школе и до коронавируса, в период карантина цифры участников выросли в 3 раза. У Яндекс.Учебника достаточно быстро появилась функция организации видеоконференций. С одной стороны, я замечаю, что нет таких проблем, как в том же Zoom или Skypе, когда идет от детей неконтролируемый поток голосовых сообщений, и это было на самом деле трезвым решением – оставить обратную связь от учеников только в формате чата. Но когда через недели четыре учителя договорились с учениками, как они работают, выстроилась дисциплина, то голосовая обратная связь была бы полезна.

- Была ли методическая, обучающая поддержка учителей в этот период со стороны Института развития образования?

- У нас были запланированы курсы, и спрос на них достаточно сильно возрос. Мы сразу взяли за правило, что с теми сервисами, которые не дают бесплатных возможностей, мы не будем работать. А методические и учебные материалы от бесплатных сервисов мы старались продвигать и публиковать. Проводили вебинары для учителей по использованию сервисов, в том числе, один из вебинаров был посвящен работе с Яндекс.Учебником. На сайте Института мы собирали все материалы, которые публиковали наши крупные игроки на рынке онлайн-образования.

- Расскажите, как вы готовитесь к началу следующего учебного года?

- Иркутская область готовится к началу учебного года в традиционном формате. Насколько я знаю, ситуация с пандемией нормализуется. Но так или иначе, конечно же, риск перехода на дистант есть. В августе запланирована конференция для педагогов, на которой учителя будут делиться своими успешными практиками в период карантина. Я разговаривал с педагогической общественностью, нашими коллегами. Есть достаточно большой процент учителей, которые воспринимают опыт, полученный во время карантина как положительный, на который они будут опираться в дальнейшей практике.

"Глагол" вернется к теме высшего образования накануне Дня знаний. 

Фото Александра Быкова из соцсети Facebook

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также