Антонина Щербакова: педагогика начинается с семьи
17 сентября 2022
В Иркутске прошли первые инструментальные концерты для мам с малышами и для будущих мам. Автор и организатор Антонина Щербакова рассказала о проведении концертов, планах на будущее и значении музыки в воспитании ребенка.
Первые шаги
Когда женщина оказывается в декрете, особенно если у нее первый ребенок, её жизнь делится надвое. По нейрософии, у неё в этот период очень развито правое полушарие. Она открывает в себе творческий потенциал, начинает петь, шить, вышивать. Хочется многим заниматься, но приходится учитывать тот фактор, что рядом есть маленький человек, а значит нужно придумать, как бы так себя применить, чтобы и для него была польза. Поэтому часто бывает, что мамы начинают открывать собственные проекты.
Меня тоже не обошел этот бурный творческий поток. Семья у меня творческая. Мой муж гитарист и композитор, я сама педагог, но не обычный, а альтернативный, гуманный. У меня были подопечные дети, которых я пробовала растить с помощью инструментальной музыки без слов. На моих занятиях дети могли и потопать, и похлопать, и покричать, но все их звуки я старалась превратить в ритмические рисунки. Когда у меня появился свой ребенок, мне было понятно, что яркие погремушки с неприятным звуком не для нас, поэтому стала делать их сама. Потом мы перешли на профессиональные перкуссионные инструменты. Удивительно, но мой ребенок уже в 2 месяца выдавал ритмические рисунки с помощью браслета из бусин и колокольчиков.
Я прошла онлайн курс музыкальных мам, на которых нас учили игре на музыкальных инструментах, подходящих для детей, психологии, играм, совместным мероприятиям. Многие считают, что педагогика начинается со школы и с сада. Но я поняла, так как давно работаю в этом направлении, что на самом деле она начинается с семьи. И поэтому весь этот курс был направлен не на то, чтобы учить детей музыке, а на взаимодействие с детьми через мам музыкой. Преподаватели дали нам толчок на создание собственных мероприятий. Многие участники потока действительно стали проводить что-то интересное. Кто-то для дома, кто-то для друзей. А я подумала, что у нас замечательный город с классными музыкантами, которых я знаю лично. Почему не проводить мероприятия для большего количества людей? Так и появились концерты “За ручку с музыкой” (0+).
За ручку с музыкой
Что “это” такое? Это инструментальные концерты живой музыки для детей 0+, их мам и беременных женщин. Тема, на самом деле, не новая, хотя до сих пор не очень популярная. Например, в нашем городе такие мероприятия раньше проводила филармония, были концерты в “Белой вороне”. Но по каким-то причинам их проекты закрылись, и долгое время до нас в Иркутске не было ничего подобного.
Первый концерт мы организовали в фотостудии “Лети”. Потрясающее место с деревянными полами, подходящими для ребятишек, и красивым видом. Пригласили музыкантов. Было здорово, но основатель студии очень переживала, что дети могут что-то сломать. Тогда стало ясно, что нужно искать другое, более подходящее для нас место. Таким стал вальдорфский клуб “Ребятейник”. Там отличные условия для детей: есть где полазить, теплые полы, игрушки и даже инструменты. Дальнейшие концерты мы стали проводить вместе с ними.
Наши мероприятия идут два часа. Сначала мы даем время детям и родителям адаптироваться, потом переходим к музыкальной части. На концертах у нас звучит инструментальная гармоническая музыка, помогающая расслабиться и прийти в то состояние, когда хочется жить, творить, наслаждаться компанией. Это и фолк, авторские песни, музыка из советских фильмов, реже классика. Мы стараемся брать интересные инструменты с приятным звучанием. Например, хакон, калимба, флейта. Дети в это время могут подыгрывать музыкантам с помощью перкуссионных инструментов, а могут порисовать на специальных световых столах с манкой. После концерта мы все вместе собираемся в столовой, пьем чай при свечах и делимся впечатлениями. На прощание дарим нашим гостям какие-нибудь сувениры, например, самодельные барабанчики на палочке с бусинами.
Мы хотим, чтобы у женщин, ожидающих ребенка, была возможность найти подходящий путь воспитания, а у мам с детьми - место, куда бы они смогли сходить и отдохнуть, поэтому и проводим такие музыкальные мероприятия. Кроме того, мы надеемся, что благодаря нашим концертам в семьях появятся новые общие темы, хобби, которое еще крепче свяжут детей и родителей, а заодно поднимут их культурное развитие.
Сейчас мы думаем какие занятия можно внедрять в наши концерты, чтобы дать посетителю не только насладиться музыкой, но и унести с собой какую-то пользу домой. В планах проводить ритмические занятия, на которых дети смогут познакомиться с настоящими инструментами. Многие родители боятся, что ребенок может сломать инструмент, но разве он сможет понять, как пользоваться предметом, ни разу его не подержав? Поэтому мы даем, учим и приобщаем. В будущем начнем проводить мастер-классы по изготовлению перкуссионных инструментов, которые были бы красивыми внешне и с приятным звучанием. А вообще очень надеюсь, что весь этот проект перерастет в музыкальную школу, тем более что возможности для этого есть.
Влияние музыки и ритма
Дети очень восприимчивы к окружающему их миру, в том числе и к звукам. Сейчас вокруг много раздражающих и громких мелодий от детских игрушек и в мультфильмах, поэтому и дети чаще всего оказываются не спокойными. Инструментальная гармоничная музыка раскрывает их совсем по другому. Расскажу на примере. В вальдорфском клубе педагог Альфия Салтановна Большакова проводила кантелетерапию, то есть музыкальные занятия, на которых дети слушали игру на кантеле, слушали сказки, выполняли задания на ритмику. на ее занятия ходили мальчик и девочка, обоим по 3 года. Мальчик как обычный современный ребенок все время носился, шумел, раздражал родителей, никого не слушал. А девочка, которая раньше уже ходила на занятия, наоборот очень спокойный ребенок. Она всегда внимательно слушала говорящего, думала и только потом отвечала. И это удивительно, потому что в 3 года дети только-только начинают нормально общаться.
Очень важно как человек живет свою жизнь. Наше тело начинается с ритма. Если человек с ритмом не ладит, слишком торопится или не успевает, у него со здоровьем и жизнью больше проблем. Я это поняла на собственном опыте. Для нас, взрослых, в том же клубе тоже проводили занятия. Когда мы делали совместные упражнения на ритмику, мне стало ясно, что у меня две левые ноги, да и те смотрят не туда. Но позанимавшись, я научилась чувствовать ритм и сразу почувствовала, что некоторые вещи стали стабильнее получается, и голова лучше работать. Раз взрослому тяжело без чувства ритма, представьте каково детям, когда они только учатся? Им очень важно знать, когда восходит солнце, когда наступает новый день, когда происходит смена времен года. А ведь все это тоже ритм.
Автор текста: Дарья Березовская
Фото из соцсетей проекта
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!