"Прогулки по старому Иркутску" прогуляются по Глазковскому мосту

18 июня 2020

Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» приглашает на очередную уличную встречу девятого сезона проекта «Прогулки по старому Иркутску». Каждый вторник в 18:00 мы ждем всех желающих познакомиться с историей Иркутска и его жителей в режиме онлайн (пока идет режим самоизоляции) в группе Facebook «Прогулки по старому Иркутску». В двух других группах «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также на ютуб-канале автора проекта Алексея Петрова, запись прогулки появится позднее. К каждой встрече издается специальная открытка.

Более двух столетий до появления понтонного моста иркутяне переправлялись через Ангару с помощью плавучих транспортных средств. Они выполняли свою роль в чистой воде. С наступлением ледостава или таяния льда переправа через Ангару прекращалась. Кроме того, такая переправа занимала много времени. Решить проблему, частично, мог только мост. Городские власти увидели выход в строительстве понтонного моста. Он был открыт в 1891 году.

С прибытием первого поезда в Иркутск потребность в строительстве постоянного моста проявилась с ещё большей очевидностью. Один из представителей министерства путей сообщения, возводивший железнодорожный мост через Иркут, предложил городу свой проект моста через Ангару. Городская дума обсудила предложение. Мнения гласных были совершенно противоположными, и в принятом постановлении дума отклонила предложение. Проект моста, составленный местными инженерами, был признан лучшим, как более удовлетворявшим потребностям города.

В течение нескольких лет власти Иркутска решали вопрос о совершенствовании проекта моста. Дума принимала решения, потом их отменяла, изменяла технические условия, меняла авторов проекта, создавала комиссии и подкомиссии, рассматривала технические условия, апеллировала к центральному правительству. Словом, выгадывала, как построить мост в выгодном месте и с минимальными затратами. Между тем, в думские дела вмешивались политические события, и строительство моста откладывалось.

В советское время вопрос о строительстве моста решался также не просто. Горсовет образовывал технические и экономические комиссии, которые занимались проведением в жизнь проекта. Предложено было даже организовать «Общество соревнователей постройки моста». К решению вопроса подключали крупные государственные организации. Начавшееся строительство в городе крупных предприятий, подталкивало городские и краевые власти к скорейшему решению проблемы. Значение моста, как единственного средства переправы через реку Ангару на Якутский тракт, ставило его в ряд мостов Всесоюзного значения, а поэтому он был включён в особые списки мостов, финансирование которых должно быть срочно проработано на государственном уровне. Городской совет форсировал развёртывание предварительных работ по постройке постоянного моста через Ангару. Вопрос о месте перехода обсуждался в заседаниях горсовета, окрплана, крайплана, научно-технического совета в Москве. Наконец, без утверждённого плана город приступил к строительным работам. Однако через несколько лет строительство было предано Народному комиссариату путей сообщения и путейское ведомство с успехом воплотило в жизнь вековую мечту иркутян.

Как строили Глазковский мост на проекте «Прогулки по старому Иркутску» расскажет кандидат исторических наук, начальник подразделения по сохранению исторического наследия ВСЖД Александр Хобта. Смотрите 23 июня в 18:00. Открытку вы сможете получить после окончания режима самоизоляции. 

Проект «Прогулки по старому Иркутску» поддержан Фондом президентских грантов и конкурсом социальных проектов «Губернское собрание общественности».

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также