Лекторий по истории строительства Иркутска-2 открылся в библиотеке "Наследие"

20 августа 2022

Это краеведческий филиал Иннокентьевской библиотеки. На первую встречу 10 августа собрались архитекторы, студенты, активисты Второго Иркутска.

С историей поселка Авиастроителей познакомил доцент ИРНИТУ Андрей Ляпин, прочитав лекцию "История планирования и строительства предместья Иннокентьевское – Ленино – Иркутск II. Железнодорожная станция и поселок Авиазавода в 1901-1956 годах".

Организатор проекта - инициативная группа жителей при поддержке регионального отделения союза архитекторов России.

Андрей Ляпин отметил, что давно интересуется вопросами планировки и застройки данной территории, поскольку сам житель Иркутска-2. Одноэтажные дома в поселке Авиастроителей возвели почти сто лет назад вдоль первой железнодорожной товарной станции Иннокентьевская. В то время она была самой большой на территории от Новосибирска до Владивостока. Ключевой фигурой того времени был выпускник Академии художеств, руководитель проектного отдела при Управлении Средне-Сибирской железной дороги Константин Лыгин, который руководил большим штатом архитекторов (до 10 человек). Кстати, тогда именно по железнодорожной станции Иннокентьевская проходила граница Средне-Сибирской и Забаайкальской железной дороги. Центром Сибирской дороги был Томск, а Забайкальской - Иркутск. 

Второй период был ознаменован строительством Иркутского авиазавода в 1932-1934 годах. Ляпин показал схемы по созданию социальной инфраструктуры. Поскольку завод входил в систему наркомата тяжелой промышленности, то работами по планировке соцгородка занималась подведомственная мастерская "Моспроект-1" во главе с Виктором Весниным. Также в Иркутск приехала ленинградская группа Сергея Бровцева ("Горстройпроект"), ее уполномоченным по строительству в поселке был Николай Четвериков. Архитекторы предусматривали создание небольшого поселка, состоящего из школ, детских садов, фабрики-кухни, дома культуры и жилых домов.

Масштабные строительные работы стартовали уже после войны. Опираясь на разработки ленинградских и московских коллег, иркутский городской архитектор Андрей Бутенко подготовил планировку одной части поселка. Улицу застроили возвышенными, победными, с декоративным оформлением (знамена, звезды) домами. Дело Андрея Бутенко продолжил его преемник Владимир Волков.

Свой вклад в развитие поселка внес Борис Кербель, который построил общественную баню, пожарную часть с каланчой. Сталинская застройка поселка украшает его, - это отметили участники встречи. 

Поворотной датой в истории отечественной архитектуры стал 1955 год. Это предопределило дальнейшее развитие Второго Иркутска. ЦК КПСС и Совет министров СССР принял постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", перейдя к новой архитектурной концепции – функциональной. Тогда началось строительство типовых построек - "хрущевок". 

В заключение встречи Андрей Ляпин обсудил с жителями вопрос озеленения территории и создания парка на берегу Ангары: "В октябре 2022 года - апреле 2023 года мы планируем провести конкурс среди студентов-архитекторов ИРНИТУ, им предложим подготовить проекты по созданию нового парка для активного отдыха".

Напомним, что Андрей Ляпин выступал с историей застройки Иркутска-2 в рамках проекта "Прогулки по старому Иркутску" 15 сентября 2020 года. Встреча из-за пандемии прошла в онлайн-формате, ее можно посмотреть здесь.

На фото 1930-х годов: вид на детский сад и школу № 12

По материалам автора и собств.инф. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также