Галина Солуянова: Хранящие любовь

21 января 2018

С недавних пор на сайте Культурного центра Александра Вампилова его бессменный руководитель, актриса Галина Солуянова ведет еженедельную рубрику "Хранящие любовь".

галина

Любой человек, служащий памяти того или иного творца, обязательно окутан неподдельной любовью к своему герою и хранит её с теплотой и нежностью. Подобное не редкость на радио, ТВ, газетных полосах. Для нас же это ново. Буду делиться с вами впечатлениями от увиденных спектаклей, прочитанных статей и книг, прослушанных песен, просмотренных фильмов, - пишет Галина Анатольевна в своем вводном слове. - Возможно, кому-то из моих собеседников размышления покажутся интересными.

"Глагол. Иркутское обозрение" заглянул на сайт и прочитал...

Монолог № 4. 

Удивила меня научный сотрудник Центра А. Вампилова Юлия Морозова, обнаружив одну и ту же фразу, которую Александр Валентинович использует в двух пьесах. В «Старшем сыне» Сарафанов говорит: «То, что случилось, - всё ЭТО НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ. Володя, подойди сюда…».

А в «Утиной охоте» читаем: «ЗИЛОВ. Что – «нет»? Говорю тебе, я женат… Разве ЭТО НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ? ИРИНА. Да, ЭТО НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ… Всё равно…».

Не узнать сейчас, сознательно или бессознательно автор использовал эту фразу, но только этот манок даёт возможность «поиграть» с ней. Акцентируя внимание не только на собственно содержании, но и на предваряющих сию «формулу» частях речи: «всё», «разве», «да». Точно частицами являются второй и третий примеры, лишь первый, затрудняюсь сказать. Здесь словари, да и специалисты, указывают на трудность ответа (местоимение, наречие, частица, союз). А какие роскошные знаки препинания завершают три эти варианта. Точка - у Сарафанова, которому, следуя за авторским текстом, лет 56, что в этом возрасте уже не сомневаются. Зилову – «около тридцати лет» и здесь вопросительный знак очень убедителен. Ирине же «восемнадцать лет», когда всё - в сомнениях, а, значит, многоточие как нельзя к месту.

Затевая сегодняшний «монолог», хочу лишь привлечь ваше внимание к «анатомии» текстов, там много может быть подсказок режиссёрам, актёрам, художникам.

 

Монолог № 5

Взяв в руки увесистый том «Драматургического наследия» (Иркутск, 2002), поговорим о временах года и времени суток в начальных ремарках пьес Александра Валентиновича Вампилова. С удовольствием открывала для себя, казалось бы, донельзя исчитаные страницы. Возможно, вы тоже захотите освежить свои ощущения от вампиловского наследия.

ВРЕМЕНА  ГОДА. В «Доме окнами в поле» ремарка «На лавке букет ИЮНЬСКИХ цветов…» говорит сама за себя (стр.13). Во втором варианте читаем: «На столе букет из ИЮНЬСКИХ цветов…» (стр. 23). А в третьем варианте видим: «На скамье - букет ИЮНЬСКИХ цветов…» (стр. 33). Помимо прямого указания автором на ИЮНЬ, мы можем наблюдать его работу по точному подбору слов («лавка», «стол», «скамья»).

В «Прощании в июне» ремарка начинается со слова «Весна» (стр. 44). В «Ярмарке» мы неожиданно читаем, чего больше ни в одной пьесе не встретим: «Время действия 1961-1963 гг. …СЕНТЯБРЬСКИЙ вечер» (стр.95). «Прощание в июне» (стр.147, вариант) – «Тополь, на котором листья только-только распускаются». Так как в Сибири погода непредсказуема, то можно по этой детали понять, что это либо апрель, либо май. В«Прощании в июне» (стр. 201, вариант) мы видим первый вариант «Весна». В «Старшем сыне» (стр. 276) – «Поздний весенний вечер» начинает описание событий. «Нравоучение с гитарой» (стр. 336), «Предместье» (стр. 383) вторят ему, т.е. начинаются варианты с этой фразы.

«Провинциальные анекдоты». Ни в «Истории с ментранпажем» (стр. 444), ни в «Двадцати минутах с ангелом»(стр. 470), ни в «Ста рублях новыми деньгами» (стр. 489) ссылок на время года не обнаруживаю. Зато «Воронья роща» (стр. 499) одаривает фразой: «Одно окно, в которое видна верхушка пожелтевшей берёзы», что говорит об осени.

В «Утиной охоте» (стр. 530, 602) в начальных ремарках указаний на время года нет.

В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» (стр.618) сразу и читаем: «Летнее утро».

Всегда говорила, что в пьесах Драматурга нет зимы, нет плохой погоды, ситуацию в «Старшем сыне», когда парни, провожавшие девушек, остались весной на улице, по сути это и стало толчком для этого сюжета, да, в «Утиной охоте» - дождь. Все события происходят с мая по сентябрь. Итак, со временами года, худо-бедно, разобрались.

ВРЕМЕНА  СУТОК. А вот по времени суток сделала невероятное открытие. Все варианты «Дома окнами в поле» и «Прощания в июне»начинаются с реплик «Добрый вечер». Варианты «Старшего сына» предстают как «поздний весенний вечер». «История с метранпажем» начинается репликой Потапова: «Двенадцатый час – у всех уже темно, а у вас свет». «Утиная охота» (стр. 530) – «…узкая полоска серого неба. День дождливый»; (стр. 602) – «За окном дождливый день». В последней полнометражной пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске»(стр. 618) читаем: «Действие первое. УТРО. Летнее утро в таёжном райцентре». И какой же у нас с вами выстроился временной ряд: ВЕЧЕР,  ПОЛНОЧЬ, ДЕНЬ, УТРО… Что-то в этом есть! Правда! Но я не смогу спросить Александра Валентиновича, почему в первых пьесах присутствует вечер и полночь, в предпоследней – день, а в последней – утро… Но всё это не так просто, видит Бог.

"Глагол. Иркутское обозрение" информирует о старте второго конкурса "Рассвет", который организует Культурный центр Александра Вампилова. Проект призван открывать таланты и давать старт для профессионального развития будущим актерам, писателям, танцорам, художникам, всем, кто собирается посвятить свою жизнь искусству. Заявки принимаются до 5 марта. 

 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также