21 июля 1949 года под Нижнеудинском произошла авиакатастрофа

21 июля 2023

21 июля 1949 года самолет Ил-12 разбился в районе поселка Марга. Он вез почту и спецгруз. Рассказываем хронологию событий.

Авиакатастрофа самолета Ил-12 под Нижнеудинском

20 июля 1949 года в 07:45 экипаж 31 авиоатряда, выполнявший почтово-пассажирский рейс № 5, на самолете Ил-12 произвел взлет в аэропорту Внуково и с промежуточной посадкой в Кольцово прибыл в Новосибирск, где остался на ночевку.

21 июля самолет вылетел в Красноярск. На борту находились восемь пассажиров, в том числе два фельдъегеря, сопровождавшие спецгруз, и один человек, сопровождавший груз почты. Всего на борту находилось 115 кг груза и 2 204 кг почты. В 11:20 самолет прошел Нижнеудинск курсом на Иркутск на эшелоне 3 000 м.

С 11:28 по 11:31 экипаж передал сообщение в иркутский аэропорт: «Горит мотор, район Нижнеудинск, сообщаю, посадка будет в Тулуне, пламя сбили, посадка будет в Тулуне, сию подходим». На этом связь прекратилась.

В 11:35 самолет потерпел катастрофу близ поселка Марга Нижнеудинского района. Все находившиеся на борту, кроме бортрадиста-стажера, погибли.

По показаниям выжившего стажера, во время полета на высоте 3 000 м было замечено выбрасывание масла на левом моторе. Командир воздушного судна принял решение о посадке в Нижнеудинске. Но  вслед за этим решением возник пожар, из-за чего пилоты даже не успели развернуть самолет в сторону Нижнеудинска. Огонь распространился по верхней части мотогондолы, началось плавление обшивки.

Языки пламени стали достигать обшивки верхней части левого закрылка. Командир зафлюгировал винт и ввел самолет в правое скольжение с резким снижением. Шасси были выпущены с целью увеличения вертикальной скорости снижения. При снижении с 3 000 м до 800 м (истинная высота над местностью 160-200 м) в течение двух минут пламя было сбито, после чего в Иркутск было передано вышеупомянутое сообщение. Командир судна принял решение о выбрасывании почты, что производил бортрадист-стажер с помощью пассажиров, выстроившихся в цепочку.

Всего до катастрофы было выброшено 25-30 мешков почты. Дальнейший полет проходил со снижением. В районе ж/д станции поселка Шеберта высота была 40-60 м над местностью. Самолет шел на одном правом моторе с выпущенными шасси. Экипаж увидел впереди высоты, покрытые лесом. Опасаясь, что самолет их не перетянет, Командир предпринял правый разворот для посадки на хлебном поле, оставшемся сзади. Разворот на одном моторе потребовал большего радиуса, и самолет оказался в районе возвышенности высотой 640,6 м в пяти километрах юго-восточнее станции Шеберта.

Воздушное судно задело левой плоскостью за высокую крупную лиственницу (диаметр ствола около земли 1 м) выделявшуюся своей высотой от остального леса, и сбило ее вершину длиной 9 м. При этом левая консоль и часть элерона оторвались от самолета. Он резко произвел переворот через левое крыло. Оставшийся конец левой плоскости сбил ряд мелких деревьев. Через 150 м от лиственницы самолет в перевернутом положении правой плоскостью ударился о вторую большую лиственницу. Плоскость была срезана у третьей нервюры.

Авиалайнер потерял скорость, ударился пилотской кабиной и левым мотором о землю, перевернулся и встал на колеса с направлением его оси в сторону, противоположную полету. Возник пожар, в результате которого самолет сгорел. Экипаж перед столкновением с землей не имел возможности выключить правый мотор, так как при перевороте самолета оказался вниз головой и лишился возможности управления.

Всего на борту было 14 человек: шесть членов экипажа и восемь пассажиров. Погибло 13 человек: пять членов экипажа, восемь пассажиров. 

Данные об экипаже:

  • Командир воздушного судна -  Петр Иванович Жарков
  • Второй пилот - Николай Васильевич Котов
  • Бортмеханик - Владимир Дмитриевич Яковлев
  • Штурман - Федор Иванович Ямнов
  • Бортрадист - Виктор Федорович Лысягин
  • Бортрадист-стажер Диоген Велизарович Михайлидис (выжил)
  • Служебные пассажиры (фельдъегеря): Владимир Сергеевич Одноколов  и Алексей Иванович Гамагонов

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также