Жизнь как арт-проект Анатолия Борозненко
21 сентября 2022
Организатор фестивалей, криэйтор, художник, автор и исполнитель песен, пекарь пряников, маркетолог, бизнесмен Анатолий Борозненко - в интервью "Байкальскому фронтиру".
Из детства
Я хотел пойти по стопам отца и стать моряком, собирался поступать в мореходное в Астрахани. С седьмого класса по Ангаре водил плотоводы - пацана ставили на вахту, и я управлял джойстиком, высматривая на радаре бакены. Меня приучали к реке с детства, семья кочевала по сибирским рекам - туда, куда распределяли отца. Мы как цыгане со всем скарбом на корабликах меняли прибрежные деревни и в итоге осели между Братском и Усть-Илимском, в поселке Седаново.
Была такая красивая история. Я ребенком играл во дворе и увидел, как по нашей улице идет настоящий капитан в белой рубашке с погонами и с бананами в руках. Оказалось, что это друг моего отца, заехавший к нам проездом на своем огромном плотоводе. Речные капитаны тоже носят парадную форму по особым случаям. Увидел бананы и подумал, что Ангара течет в Африку, не иначе. Я был очарован профессией капитана.
Но судьба распорядилась иначе – отправила в творческие профессии. В Седаново влился в коллектив местного ВИА "Облака", который переименовали в "Штрафной удар", и написал для него несколько песен. После учебы на капитана-механика судов в лесотехникуме, куда определил меня отец сразу после школы, я попал на призывной пункт. Местный майор объявил мне: "Борозненко, ты ж учился на капитана?! Значит по звездам ориентироваться умеешь? Пойдешь в инженерные войска — армии нужны геодезисты".
Так я оказался в учебке в геодезическом отряде в поселке Скала Подольская в Украине. А еще в учебке быстро вычислили, что я хорошо рисую. Так и сложился мой армейский режим: полдня учебные аудитории и поля, вторые полдня - дембельские альбомы и прогулки по соседним деревням. Потом, после распределения, я стал геодезистом батальона, служил офицером на Урале. В местном клубе организовал ансамбль, где мы пропадали в свободное от службы время. После армии поступил в Братский индустриальный институт на проектирование гражданского строительства.
Но в Братске не задержался. Меня всегда тянуло в Иркутск, где жили наши родственники по маминой линии. То, что рисовать мне нравилось больше, чем проектировать, сыграло ключевую роль в моем дальнейшем развитии. Помню, мне постоянно твердила мама друга Любовь Георгиевна: "Толька, ты очень хорошо рисуешь, тебе нужно в "художку" попробовать поступать, а не черчением заниматься".
Так я и сделал. Приехал в гости в Иркутск и каким-то чудом без художественной школы прошел сумасшедший конкурс на дизайнера в художественное училище. В Братске доучивался заочно - экстерном сдал экзамены на архитектора. Так я распрощался с мечтой стать капитаном, зато получил два диплома - дизайнера и архитектора.
Первыми местами работы у меня стали завод "Профсталь" и сотовый оператор БВК, которым я придумал и нарисовал логотипы. В БВК у нас была очень слаженная маркетинговая команда, мы были настоящей "бандой". Это, наверное, самые яркие и самые интересные годы становления меня как личности. Сфера была совсем новой - IT-продукты, новые смыслы, формирование программ развития компании. Мы постоянно что-то придумывали и организовывали.
Я человек творческий - рисую, пишу, пою, всегда в дороге, участвую в фестивалях и турпоходах. То на Грушинский фестиваль, то в Приэльбрусье. Как-то решили собрать фестивальную площадку на горе Соболиной, но тусить так, как это принято в других местах, Иркутск не захотел.
Но тусовщикам со всей страны хотелось на Байкал. В 2004 году мой друг Арчи Гладышев (Неуловимый Арчи) стал арт-директором компании "Экспедиция", у которых по всей стране магазины с оранжевым оформлением. Он познакомил меня с Александром Кравцовым, президентом группы компаний "Руян".
Две недели гонки на внедорожниках - с мужского праздника 23 февраля из героического Мурманска до женского дня 8 марта во Владивостоке! Параллельно с гонкой по железной дороге летел оранжевый поезд с журналистами, уважаемыми людьми со всей России и ежедневным "культшабашем" в вагоне-клубе. Приз победителям гонки был тоже не очень обычным - 15 кг чистого золота, что придавало затее диковатый клондайковский шарм.
В Иркутске поезд поставили на сутки на КБЖД в районе Порта Байкал, где их ждал небольшой сюрприз. Среди пассажиров был Николай Николаевич Дроздов.
Огромный шатер-шапито, взятый напрокат в цирке Никулина, сиял и светился, громыхая "Степными напевами", митяевскими завываниями и нетипичной для Байкала Boney M-щиной. Да, мы привезли на Байкал ранней весной "Boney M". Грандиозный концерт прямо на льду за мысом Толстый был частью программы.
Желающих пробиться на шоу было огромное количество, даже несмотря на то, что за пригласительный гостям приходилось выкладывать 300 долларов...Кто-то прилетал на вертолетах, кто-то приходил пешком. К началу концерта народу было под тысячу, плюс техника и строения.
Лиз Митчелл перед выступлением сказала, что очень боялась оказаться здесь, но желание увидеть зимний Байкал и светящийся концертный зал из байкальского льда оказались сильнее страха провалиться в холодные воды озера. Я на ломаном английском объяснил ей, что светящийся ледяной замок на тысячу человек - это очень тяжелая конструкция. Специально для нее мы подсветили пол и ледяные бары, в лунки которых бармены наливали коктейли. Этих лунок мы потом много наделали прямо на льду Байкала, так как очередь к барам была очень большая.
Представь картинку: всю ночь громыхающий музыкой огромный шатер, салюты, шаман. А утром вся эта компания растворяется в снежной пыли, и остаемся только мы да монтажники конструкций. Ветер гоняет по льду конфетти и ленты от хлопушек, напоминающие о безумной реализованной идее. И приятная такая усталость.
Так начиналась моя движуха по организации интересных событий. Программы, концерты в ночных клубах, барах и ресторанах. Я всегда был в кой-то суете. Во времена работы в сотовой компании я организовал рекламное агентство Most Company, начал заниматься поставкой тонколистовой стали в Иркутск с разных регионов России, ездить на предприятия, заключать договоры поставок, создавать дилерскую сеть. Даже в политику заходил – целый месяц был вице-президентом Байкальской брокерской биржи.
Мысли посещали разные – исчезнуть, уехать в никуда, раствориться. Но всегда что-то остановливало – природа, люди, которые не бросили и остались со мной. Я ценю их и очень благодарен моим верным друзьям, тем, кто поддерживал меня в непростое время, родным сестренкам, приютившим меня тогда, и конечно же коту Федору, которого притащили ко мне в студию. Я даже песню ему посвятил:
Федора достали блохи!
Федор кот – ему не плохо
У меня живется в доме
Я на нем не экономлю…
Жизнь гаражная
Поселился я волею случая в старинном гараже Российского союза молодежи на Партизанской за стенкой местного рок-клуба Игоря Москвитина (Огурца). Рядом создавался ресторан "Дом Рыбака", куда меня пригласили - нужно было сделать атмосферное заведение. Мой хороший тогда приятель Боря Чирков был шеф-поваром ресторана и развивал Гильдию поваров. Ребята творили гастрономические чудеса.
После открытия ресторана мы создали авторскую программу "После дождика в четверг". По четвергам собирались в "Доме рыбака" и пели песни у импровизированного костра. На сцене дымился костерок, лежали бревна, на ветках сушились носки и сапоги, чурочки расставляли для выступающих. В брезентовой двухместной палатке моего отца всегда была подарочная спиртосодержащая тара. Идея была простая – как в никулинском "Белом попугае" - травили охотничьи байки и анекдоты, пели замечательные песни, слушали гостей ресторана. Кого там только не было – американцы, японцы, корейцы. Мы даже планировали выйти на формат ТВ, обсуждали это с АС Байкал ТВ и "АИСТом". Но программа продлилась не долго. Как часто бывает, между собственниками и управляющими разразилась финансовая бойня, и им стало не до культуры. Но именно там зародилась наша любовь к квартирникам. Было и свое излюбленное место на Карла Маркса - "Квартира №7" Ларисы Коркуновой. Там мы отрывались до утра – всем очень нравился наш формат. Стол всегда был общий - это сближало. В стоимость билетов входила оплата работы бармена и звукорежиссера, все остальное покупалось в заведении или чаще приносилось с собой. Люди влюблялись в заведение и независимо от нас часто его посещали, приводили друзей, устраивали праздники. Все с нетерпением ждали наших концертов.
Любовь, энергетика, Пахмутова
За тот короткий период я провел судьбоносный корпоратив с журналистами, который организовала компания "Иркутскэнерго". На нем я встретил свою будущую жену Марину, с которой мы неразлучны. И еще тогда состоялась одна важная для меня встреча – с Андреем Швайкиным, в то время он возглавлял PR-службу энергокомпании. С ним мы задумали интересный проект создания музыкального подарочного диска с песнями Александры Пахмутовой в новом прочтении. У меня до сих пор сохранились копии. Под каждую песню придумывалась своя аранжировка и искался свой неповторимый голос. Мы много экспериментировали с оркестром и вокалом, в итоге получили одобрение от Александры Николаевны. Она сказала, что наши версии некоторых песен гораздо удачнее уже созданных когда-то оригиналов.
Классная история, до сих пор на корпоративах "Иркутскэнерго" эти песни крутят. Андрей предложил мне подумать над культурным проектом, в соорганизаторы которого должен был войти "ЕвроСибЭнерго".
Конкурс на лучшую культурную столицу
Так начинался фестиваль современного искусства "Культурная столица". Это был 2014 год. Финансирование пришло от энергетиков, поддержка - со стороны города. Первая версия фестиваля звучала как "Ангарский каскад". По задумке мы должны были формировать культурные программы совместно с известными деятелями искусств, спускаясь вниз по Ангаре и создавая локальные культурные мосты между районами области. В итоге конкурсная программа стала носить межрегиональный характер, и название пришло само собой. Прилетаю в Питер, впереди меня молодая парочка звонила кому-то: "Мы сели в культурной столице". Как раз Швайкин был на проводе, я ему говорю, что "нас уже пиарят".
Режиссером фестиваля стал легендарный Денис Рубин, экс-директор Шнура и заведующий "Эрарта-сценой". Нам повезло с режиссером: кого только не было в программах. Мы старались находить что-то необычное – знакомили земляков с новым, неординарным. Петербургский роговой оркестр приезжал к нам раза три и в итоге собрал уникальную музыкальную программу с Губернаторским симфоническим оркестром и хором Смоленского собора. Художественное сообщество "Митьки", инженерный театр АХЕ со своими грандиозными постановками, театр кукол "Вампука", не менее известные уличные художники и музыканты. Мы познакомились с командой интересных мастеров светового мэппинг-шоу, с которыми создали яркие постановки со специально написанными под это дело музыкальными произведениями. Их создавали тоже интересные композиторы.
Иркутские подрядчики охотно включались в эти процессы. Были и те, кто не верили в проект, но приходили позднее с вопросом – почему нас не позвали? Типичная иркутскость.
В том же году благодаря тогдашнему мэру Виктору Кондрашову мы создали первый культурный мост - вывезли часть уже совместных программ в осенний Питер, где отмечалось 10-летие иркутского землячества "Ангара".
Философия "Байкал-Тотема"
Байкал – это место силы. Сюда стремятся люди со всего мира, и это здорово. Создавая хорошие культурные программы, мы воспитываем в своей аудитории духовность – это первое, с чего нужно развивать любую территорию. Если б мы шли этим путем, то жизнь наша давно стала лучше. Именно с этим посылом мы обратились к федеральной власти в 2016 году, и тогда нас пригласили на Санкт-Петербургский культурный форум представлять программу первого международного культурного форума "Байкал-Тотем".
На большом экране транслировали наш фильм–меморандум, авторами идеи были мы с Андреем Швайкиным, режиссер Юрий Дорохин, а воплотила в жизнь задумку студия REC Production. Мой друг и наш земляк Леша Шевелев собрал классный стенд со стеклянными лентами на подиумах, у которого стояли удивительные работы наших камнерезов и мастеров по дереву. Этот стенд, кстати, стоял там все три дня форума, а сейчас находится в нашем землячестве. В программе выступил симфонический оркестр под световое мэппинг-шоу прямо внутри дворца. Там же прошел наш круглый стол во главе с писателем Андреем Максимовым. Дискуссия была интересная, на нее пригласили многих известных деятелей культуры Москвы, Питера, Иркутска, урбанистов. На форуме мы подписали пять соглашений по развитию проектов в области культуры.
Первый международный культурный форум "Байкал-Тотем" прошел в 2017 году в Иркутске и Байкальске. "Теле 2" вели трансляцию культурной программы, проходящей прямо на площадке БЦБК, на уличных экранах в Иркутске – по сути, первый стрим получился. В Иркутске во всех учреждениях культуры прошли встречи, мастер-классы, конференции. По области были сформированы культурные программы с конкурсами. Главных сцены было на сквере Кирова и в промзоне БЦБК.
Но в последний момент наши планы рухнули. Да, у нас получилось согласовать бюджет форума за 50 млн, который частично освоили театры, библиотеки и музеи области. Но дальше что-то пошло не так, денег вдруг не стало. Мы этот вопрос не додавили, влезли в политику и в итоге просто "слили" хороший проект.
Полный текст интервью
Продолжение следует.
Фото из соцсетей Анатолия Борозненко
Автор текста: Екатерина Волгарева, сайт-путеводитель "Байкальский фронтир"
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!