Скрипичных дел мастер из Иркутска
21 декабря 2019
В чем тонкости шлифовки грифа, как толщина верхней деки влияет на звучание и какие породы дерева применяют для изготовления скрипок? Иркутскому школьнику Леониду Скутину теперь известны ответы на эти вопросы. Месяц, который он провел в немецком Фрайбурге, помог ему на практике в настоящей скрипичной мастерской постигать основы этого ремесла. Вернувшись домой, Леонид принялся за изготовление своего первого музыкального инструмента. Об этом журналист "СМ Номер один" Дина Оккерт.
Стать скрипичных дел мастером - мечта старшеклассника, 18-летнего Леонида Скутина из Иркутской вальдорфской школы. Первые шаги к цели он уже сделал: "Летом прошлого года мы всем классом ездили на языковую практику во Фрайбург, где находится наша партнерская вальдорфская школа. Ежегодно наша и немецкая школы обмениваются десятиклассниками: ребята из Фрайбурга приезжают в Иркутск, знакомятся с бытом, культурой, традициями; а мы гостим у них - подтягиваем немецкий, узнаем о жизни в Германии".
Во Фрайбурге, в ходе одной из экскурсий, иркутские школьники посетили скрипичную мастерскую Себастиана Оберлина. Десятки заготовок, запах лака и свежей стружки, длинные ряды столярных инструментов - атмосфера мастерской старшеклассника впечатлила: "Я всегда был неравнодушен к скрипке, хотя окончил музыкальную школу по классу балалайки. Когда разговорился с мастером скрипичных дел и узнал, что можно поучиться у него, понял - это шанс, упускать его не стоит".
Теме мастерства изготовления скрипки Леонид решил посвятить свой годовой выпускной проект в вальдорфской школе. И зимой - уже один, без класса, без сопровождающих - он вновь приехал во Фрайбург. Четыре недели школьник работал вместе с Себастианом, учился мастерству шлифовки, секретам выбора и обработки дерева, соблюдению пропорций корпуса.
- Из Фрайбурга я привез одну из деталей - завиток, по-другому - шейку инструмента. Над остальным работал здесь, в школьном кабинете ремесла. Очень помогли мне специализированные издания и интернет-сайты. Без них было бы сложнее.
Процесс изготовления инструмента подчиняется определенным канонам. В скрипичном деле мелочей не бывает - важны рельеф, толщина и пропорции корпуса, качество древесины: "Для скрипок в основном применяются ель, клен и черное дерево, высушенные определенным образом. Для своего инструмента я заказывал древесину из столицы. Лекала изготавливал на основе классических пропорций, разработанных итальянскими мастерами. Верхнюю деку и внутренние детали вырезал из ели, нижнюю деку и обечайки, то есть боковые поверхности корпуса - из клена. Какой получилась скрипка, судить пока рано. Впереди еще несколько завершающих этапов".
Над инструментом Леонид работает уже несколько месяцев. В скрипичном мастерстве, наряду со столярным и плотницким делом, ему помогает знание точных наук - черчения, геометрии, математики: "Очень необходимы в такой работе и терпение, точность, аккуратность. Мне их, к сожалению, в должной мере не хватает".
Примерно на 80 % инструмент уже готов. Осталось две небольшие, но очень важные детали - установка распорки внутри корпуса скрипки, иначе говоря душки, и обработка лаком: "Распорку я пытался поставить, но у меня не вышло, и я договорился о помощи мастера из города Ангарска - он оценит инструмент, подскажет, как лучше сделать. Установить душку правильно - это важно. Ошибка чревата потерей качества звука. А вообще, скрипичный мастер - профессия редкая, эксклюзивная. В Иркутске, насколько я знаю, таких специалистов нет".
В век массового производства скрипки ручной работы необыкновенно ценятся. Многие профессиональные музыканты заказывают инструменты у мастеров: "В следующем году, после окончания школы, я мечтаю поступить в Германии в учебное заведение, где обучают скрипичному делу, а потом открыть собственную мастерскую. Скрипка - красивый, изящный инструмент, его звучание схоже с человеческим голосом, а процесс изготовления - настоящее искусство. С одной стороны, в нем важны математическая точность и расчет, с другой - творчество, ручная работа. Такое сочетание и привлекает.
К работе над годовыми выпускными проектами ученики вальдорфской школы приступают в 11-м классе, а защищают их в 12-м. Спектр тем неограничен. Это может быть постановка спектакля, изготовление авторской мебели или, скажем, выполнение ландшафтного дизайна сада. Ребята сами выбирают дело, которому посвящают проект, специалиста-консультанта со стороны и куратора из числа преподавателей, который направит, поддержит, поможет с самоорганизацией.
- Выпускной проект - это, с одной стороны, попытка попробовать себя в чем-то новом и интересном, с другой - своеобразное испытание на зрелость, самостоятельность. Ведь год трудиться над практической и теоретической частью, взаимодействуя с новыми людьми, планируя собственное время, — серьезный, ценный опыт, - поясняет Марина Лидина, преподаватель Иркутской вальдорфской школы, куратор годового проекта Леонида Скутина. - Бывает, что в процессе работы интерес пропадает, ученик устает от темы и, завершив проект, больше к ней не возвращается. И в этом нет ничего страшного, это тоже результат. А бывает и наоборот - выпускник влюбляется в выбранное дело, связывает с ним жизнь. Например, одна из наших учениц, работая над проектом, уехала в Геленджик, где два месяца трудилась в местном дельфинарии, тренируя питомцев, ухаживая за дельфинами. После, вернувшись в Иркутск, девочка защитила проект и поступила на ветеринара. Как сложится со скрипичным делом у Леонида, покажет время. Проделанная им работа - это уже большой шаг к поставленной цели.
Дина Оккерт, СМ-Номер один.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!