Пятьдесят лет назад в Иркутске начали строить первый подземный пешеходный переход
25 января 2024
В январе 1974 года работы начались на улице Байкальской, чтобы соединить бульвар Постышева и городскую поликлинику.
Строительство подземных пешеходных переходов в СССР связано с именем Никиты Хрущева. Первые подземные переходы были открыты 30 апреля 1959 года под Театральным проездом (у «Детского мира») и под Калужской площадью, но они не были совмещены с выходами со станции метро. А вот 16 октября, когда открывали подземный переход под Триумфальной площадью около выхода с «Маяковской», туда пожаловал сам Хрущев, сказав, что хорошая идея пересечения улиц. С того дня строительство подземных переходов развернулось активно по всей Москве (за два года построено двадцать штук), столицам союзных республик, а позже – и по всей стране.
В начале 1970-х эта идея дошла и до Иркутска. В 1971 году горисполком предусмотрел строительство пешеходных подземных переходов через улицы Дзержинского на Урицкого, Карла Маркса на Пролетарскую, Байкальскую в районе бульвара Постышева, через улицу Лермонтова в районе Политеха. Городские власти тогда заявили, что после этого центр города существенно разгрузится от автотранспорта, будут созданы благоприятные условия для повышенных скоростей, особенно с окончанием строительства нового моста через Ангару. Но в 1971-м стройка так и не началась.
В июле 1972 года главный архитектор города Владлен Федорин, инженер ГипродорНИИ Николай Сидорченко, начальник городского отдела коммунального хозяйства Виктор Кузин заявили, что в ближайшее время строители приступят к сооружению подземного перехода через улицу Байкальскую, а затем начнется строительство перехода через улицу Лермонтова. Но что-то вновь пошло не так.
И только 26 января 1974 года «Восточно-Сибирская правда» написала небольшую заметку, что начались работы по сооружению подземного перехода, и он будет построен до конца года.
«Мы у спуска в подземный переход. Широкая, в два пролета, лестница ведет к нижней площадке. Шагаем по ступенькам, отделанным мраморной крошкой, обитым металлическим и уголками. Впереди - вход в тоннель. Из-под потолка льют матовое сияние лампы дневного света, стены облицованы метлахской плиткой приятных тонов. Наверху с шумом проносятся автомобили, а здесь тихо и безопасно. Не надо оглядываться по сторонам, пропускать близко идущий транспорт, волноваться... Кончается тоннель, и, мы у подножия знакомой лестницы, теперь уже на другой стороне улицы. Поднимаемся, глядя, как на полированной поверхности гранитного ограждения играют солнечные блики». Так журналисты описывали первый подземный пешеходный переход в Иркутске. Его спроектировали специалисты Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта.
Для того, чтобы первый пешеход смог пройти по тоннелю, комплексной бригаде ДРСУ-1 дорожного ремонтно-строительного треста (бригадир - Владимир Шевелев) пришлось вынуть 4 800 кубометров грунта, смонтировать 339 блоков, превратить в монолит сотни кубометров бетона. Ширина тоннеля - четыре метра, высота - два с половиной метра. Он строился из расчета, что каждый день через него будут проходить до двух тысяч иркутян.
Промерзшая земля поддавалась тяжело, в особенности асфальтовое полотно Байкальской. Рабочие отгородили половину улицы, но работать пришлось в таких условиях, что не повернешься. Над головой троллейбусная линия - экскаваторщик боялся зацепить проводку, по бокам деревья, которые тоже нужно сохранить.
В январе 1975 года пятиметровый котлован уже приобретал очертания, знакомые строителям по чертежам. Чтобы на ступеньках зимой не образовывалась наледь, под лестницами были смонтированы мощные нагревательные установки. Работа шла в три смены, чтобы вовремя сдать объект.
Иркутяне долго привыкали, чтобы не перебегать улицу по проезжей части. Не помогали и штрафы, которые выписывали сотрудники ГАИ.
В ноябре 1975 года началось строительство первого подземного пешеходного перехода в Ангарске через Ленинградский проспект.
В феврале 1979 года Иркутское отделение института ПромтрансНИИ завершило проект пешеходного подземного перехода на улице Лермонтова. Во время работы над проектом использовались предложения выпускников Иркутского политехнического института Анатолия Вотинова, Нины Иванишиной и Леонарда Строгача. Тогда же был составлен новый план строительства подземных переходов в городе - в него вошли пересечение улиц Карла Маркса и Ленина, улица Советская - один в районе кинотеатра «Мир» (ныне театр кукол), второй - на перекрестке с улицей Омулевского, а также пересечение улиц Розы Люксембург и Василия Ледовского.
Подземные пешеходные переходы через улицу Карла Маркса не построили и через пятьдесят лет. А вот Политеху повезло больше. Там открыли подземный переход в конце 2008 года.
Иван Алексеев, Глагол38
Фото Александра Баракина, 1980-е годы.
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!