Галина Медведева подарила Путину книгу, над которой работала тридцать лет
26 июня 2020
24 июня в Екатерининском зале Кремля прошла торжественная церемония вручения Государственных премии Российской Федерации 2019 года в области культуры и искусства.
"Глагол" сообщал о том, что одним из лауреатов стала доктор филологических наук, директор регионального центра русского языка, фольклора и этнографии Галина Медведева.
Владимир Путин во время своей речи сказал, что "Этнография стала ядром научных исследований и лауреата Государственной премии в области литературы и искусства Галины Витальевны Медведевой. Четыре десятка лет посвятила она изучению, развитию культуры старожилов Байкальской Сибири, потомков русских первопроходцев, которые сберегли уникальное языковое, фольклорное наследие.
В основу её работ легли результаты полутора сотен экспедиций, знакомство с укладом жизни, обычаями более 1200 селений. И поразительно, как Галине Витальевне удаётся сочетать такую активную полевую работу с плодотворной педагогической и писательской деятельностью. Говорю в том числе о 20‑томном словаре говоров жителей прибайкальских территорий, о словаре "Народное слово в рассказах и повестях Валентина Распутина".
Творчество этого певца земли сибирской нашло своё отражение и в трудах авторитетного литературоведа, мастера русской словесности Валентина Яковлевича Курбатова. Его книги о крупнейших русских писателях служат сегодня проводником в мир образов и идей отечественной литературы ХХ века. А в его публикациях, лекциях, которые охватывают философию, поэзию, живопись, музыку, всегда тесно увязаны история и наш сегодняшний день, современность".
В ответной речи Галина Витальевна поблагодарила за высокую оценку своего труда: "И хочется выразить слова благодарности и в адрес носителей традиционной культуры, наших рассказчиков. Без них наш "Словарь говоров русских старожилов Байкальской Сибири" не состоялся бы. А это тысячи и тысячи простых людей, большинство из них – потомки тех самых пашенных крестьян, которые когда‑то быстро и навсегда решили вопрос: быть ли Сибири японской, китайской, английской или русской.
Я должна сказать, что за весь период собирательской деятельности, а это почти сорок лет, мы исследовали народные слова, собирали. И нами было обследовано, уточню, около 1 500 селений и деревень, которые расположены в Иркутской области, в Красноярском крае, в Забайкалье, Республике Бурятии, Саха (Якутии). Ясно, что многие деревни уже исчезли с лица земли, однако ушедшие селения – это не задворки русской цивилизации. Именно они смогли сохранить вековые традиции, без которых не может существовать народ. Они спасли от забвения уникальный говор русского языка, обычаи и обряды, верования и воспоминания о традиционном укладе жизни сибирской деревни.
Как видно из описанных нами рассказов, русская деревня ещё совсем недавно представляла собой уникальное образование со своей удивительной способностью к саморегуляции и самосохранению. Вспомним распространённый по всей Сибири обычай так называемой "мирской помочи", представлявший собой совместный, добровольный труд крестьян. Каждый крестьянин в трудную минуту мог рассчитывать на помощь односельчан, будь то жатва, сенокос, постройка дома, заготовка дров и другое.
Такая самоорганизация совместного труда, как "помочь", в которую в течение всей жизни был включён русский человек с его духообъединяющей энергией, являлась внутренним экономическим ресурсом сибирской деревни, она и делала её относительно независимой, крепко стоящей на ногах. Этот русский обычай обладал мощной и нравственной силой. У помочан отсутствовали эгоистические материальные интересы, они работали добровольно. Возможно и отсюда современное волонтёрство с его главной идеей – выживать сообща, помогая друг другу.
Не может не поразить сознание и другое явление этого ряда – так называемая традиция крестьянской благотворительности. Речь идёт о содержании одиноких стариков, бездомных, обездоленных на средства самих жителей деревни. Именно в этой традиции нашло отражение одно из лучших свойств национального характера русского человека – его долг и совесть, эти важнейшие императивные механизмы морали.
Содержание всей деревней беспомощных имело выражение какого‑то выдающегося нравственного закона. Нравственные качества сибиряков ярко проявляются и в народных рассказах об обычае выставлять булку хлеба и крынку молока на специально сделанную полочку под названием "бродяжка". Это делается для того, чтобы бродяга, беглый в прошлом, да и просто прохожие могли поддержать свои силы и продолжить путь. Сегодня кажется поразительным, что в то время люди могли бескорыстно заботиться о тех, кто им даже незнаком.
А, к примеру, слово "чужовка". Чужовка – это небольшое срубное помещение, в которое заключали провинившегося, то есть отчуждали. Притом вина могла заключаться просто в том, что человек украл, а в Сибири говорят иначе – "высмотрел", например, рыбу из ловушки или употребил бранное слово.
В записанные нами рассказы и иллюстрирующую их семантику устные рассказы, а их довольно много, кроме обозначенных тем это и рассказы о Гражданской и Великой Отечественной войне, рассказы о репрессиях, раскулачивании и многие другие, – все они свидетельствуют о том, что в основе системы морали сибиряка по большому счёту лежали нравственные правила человеческой жизни: отзывчивость, сердечность, милосердие, миролюбие, отражающие установку на понимание и приятие другого, чужого. И в этом угадывается понятие "толерантность". Как видим, многие понятия уходящей культуры можно экстраполировать и на современность.
К сожалению, время моего выступления ограничено, и мне не удастся изложить всё то, что хранят в себе 50 томов "Словаря говоров русских старожилов Байкальской Сибири". Ведь невозможно даже за несколько часов объяснить те тонкости языка, которые нам удалось сохранить, языка, на котором когда‑то говорила вся Сибирь. Сегодня мы готовим к изданию 22‑й том, впереди ещё 28.
Всё это сейчас пока издаётся только в одной Иркутской области. К сожалению, в остальных регионах, названных выше, где также проходили полевые изыскания, до сих пор не издано ни одного тома словаря, несмотря на обращения граждан с просьбой выслать хотя бы одну книгу на село с рассказами их бабушек и дедушек. Эта просьба представляется особенно актуальной именно сегодня, когда, к счастью, в обществе усиливается интерес к малой родине, к традиционным духовным ценностям. И в этом вопросе нам бы, конечно, очень хотелось, Владимир Владимирович, видеть вашу поддержку.
И последнее: Владимир Владимирович, я бы хотела подарить вам книгу, над которой мне пришлось трудиться более 30 лет. Книга под названием "Медведь в русской традиционной культуре Восточной Сибири". Основана исключительно на живых рассказах охотников, которые проживают от Енисея до Камчатки, от Ледовитого океана до границы с Монголией и с Китаем на юге. Я, может быть, позже передам куда‑то, может быть, Владимиру Ильичу Толстому для передачи вам, с вашего позволения".
Фото сайта Кремля
Возрастное ограничение: 16+
В наших соцсетях всё самое интересное!