Иркутские истории Николая Караченцова

27 октября 2024

27 октября 2024 года исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР, известного актера театра и кино.

коля

Николай Караченцов – коренной москвич, родился на Чистых прудах. Его отец, Петр Яковлевич, много лет работал художником-оформителем журнала «Огонек», мама, Янина Евгеньевна, урожденная Брунак, известный балетмейстер, ставила спектакли в Большом театре, а также театрах Лондона, Монголии, Вьетнама, Сирии.

После окончания школы Николай учился в Школе-студии МХАТ, а затем пришел в Ленком, где сразу же стал популярным. На его роли в спектакле «Тиль», рок-опере «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» ходила вся Москва.

А  9 июля 1981 года вышла легендарная рок-опера «Юнона и Авось», которая на долгие годы стала визитной карточкой театра. Караченцов играл роль графа Резанова. Спектакль показали во Франции, Германии, США и других странах.

«Юнону и Авось» называют самой известной в мире русской рок-оперой. Ее создали поэт Андрей Вознесенский, композитор Алексей Рыбников и режиссер Марк Захаров. Образы, созданные Николаем Караченцовым и Еленой Шаниной, были настолько убедительными, что никто не мог усомниться в правдивости истории, показанной на сцене. По сути, это была первая советская рок-опера, но поскольку рок-музыка в те времена не прошла бы цензуру, авторы произведения назвали его просто «современной оперой».

По сюжету, в 1806 году в Калифорнию за продовольствием для русских колоний на Аляске отправились два русских судна «Юнона» и «Авось» под предводительством флотоводца Николая Резанова. В Сан-Франциско 42-летний граф познакомился с 16-летней дочерью коменданта крепости, испанкой Консепсьон (Кончитой) Аргуэльо. Между ними вспыхнула любовь, и Резанов тайно обручился с Кончитой. По долгу службы он отправился на Аляску, а затем в Петербург, чтобы добиться разрешения жениться на католичке. В дороге он тяжело заболел и скоропостижно скончался в Красноярске. Более тридцати лет Кончита ждала возвращения своего возлюбленного, а когда вести о его смерти подтвердились, она постриглась в монахини.

В своем последнем письме, которое он написал Михайло Булдакову, мужу сестры своей покойной жены, Николай Петрович сделал неожиданное признание: «Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора (прим. – первая супруга), а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну». 

Если верить этому письму, до последних дней единственной любовью Резанова оставалась Анна Шелехова, его первая жена и по совместительству старшая дочь колумба российского Григория Шелехова, умершая вскоре после родов, а в Калифорнии он на самом деле преследовал цели скорее дипломатического, нежели личного характера.

Зная, что Григорий Шелехов основал в Иркутске Российско-американскую компанию, скончался и был похоронен в нашем городе, можно считать, что это самая большая иркутская история в творческой биографии Николая Караченцова.

А потом было кино. В 1975 году он блестяще сыграл роль студента Владимира Бусыгина в фильме «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова. Фильм был снят режиссером Виталием Мельниковым. В нем сыграли Евгений Леонов, Михаил Боярский, Светлана Крючкова, Наталья Егорова и другие известные актеры.

Ну и нельзя не отметить участия Николая Караченцова в съемках фильма «Детский сад» по сценарию Евгения Евтушенко. Это был год 1983-й.

Караченцов играл роль вора Шпиля. Съемки с его участием проходили в Иркутске, но это не помешало Караченцову съездить в Зиму на поэтический вечер Евтушенко, где со сцены местного ДК железнодорожников он читал для рабочих-железнодорожников стихотворение «Марьина роща».

Актриса Светлана Евстратова в интервью «Советской молодежи» рассказала, что Коля – обаятельный, живой человек, и для нее, непрофессиональной актрисы, стало важным «соприкосновение с живым дыханием творчества».

В 1992 году интервью у Караченцова взяла молодая журналистка Екатерина Санжиева: я видела его графа Резанова в «Юноне и Авось» - легкого, темпераментного, пластичного, даже в самых лирических мгновениях сквозящего самоиронией. В финальном монологе его слышатся бессилие, недоумение и боль всех «потерянных», «недошедших» поколений: «Прости, что мы прошли только полдороги. Имя нам всем – полдорожье. Да и был ли путь впереди?» У него разные роли. И в каждой из разнообразен, ярок, всегда неоднозначен, каждую проживает на немыслимом эмоциональном и физическом подъеме. Увидев его на сцене, рискуешь впасть в восторженную высокопарность – «загнуть» что-нибудь про «шарм хрипловатой мужественности» и прочую неотразимость. Но как показал опыт, он прочитает все эти признания и коротко отрецензирует: «Ничего». И будет прав».

- Я побаиваюсь слова «популярность», - говорил Николай Караченцов во время гастролей в Иркутске в 1996 году, - конечно, приятно. Приходишь в магазин – продавщица всех расталкивает, колбасу без очереди тащит, автограф налево-направо, поклонницы. Но артисту вредно на этом зацикливаться, это может его разбаловать. Тем более, что не всегда степень популярности отражает степень дарования. Недаром слово «артист» в народе приобрело ругательную окраску.

Караченцов всегда был настоящим артистом. В день 80-летия мы вспомним все его роли в кино и на телевидении.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также