Дечебал Григоруцэ и Андрей Гедеон: классик плюс хулиган

27 ноября 2023

Две музыкальные стихии: величественный, монументальный орган и чувственный, завораживающий саксофон. Два музыканта — разные по характеру, музыкальным пристрастиям и манере исполнения.

Дечебал Григоруцэ и Андрей Гедеон: классик плюс хулиган

Они встретились и создали необычный проект «Сакс&Орган». Впервые Дечебал Григоруцэ и Андрей Гедеон выступили в органном зале Иркутской областной филармонии в 2016 году, думая, что «дадим два концерта, и всё». Но их творческий тандем оказался крепким и востребованным среди иркутских меломанов. Мы поговорили с Дечебалом и Андреем о том, можно ли музыку оценивать с нравственной точки зрения, трудно ли работать в тандеме, что за таинственная сила, которую можно почувствовать, но невозможно объяснить и как найти ключ к хранилищу новой музыки.

— Дечебал, вы играете на органе, в основном, классический репертуар - Баха, Генделя, Вивальди?

 Дечебал: Да, классические органные концерты - это основа филармонического репертуара. Фундамент, без которого никак. Но ведь интересно попробовать и что-то необычное. Например, у меня есть программы «Вселенные фэнтези» или «По страницам аниме». Слушатели с интересом относятся к таким экспериментам. Это видно по спросу на билеты и неизменно полным залам. Но, разумеется, есть и критики. 

Была такая старая советская комедия «Антон Иванович сердится», в которой деликатно высмеивался один весьма почтенный органист. Он считал, что в стенах филармонии может звучать только серьёзная академическая музыка. Такие Антоны Ивановичи встречаются и сейчас, правда, редко. Но аниме — это не только покемоны и девочки с большими глазами. Аниме - это огромный мир, целая культура, в том числе музыкальная, в которой можно найти настоящие шедевры. Взять того же Дзё Хисаиши, который написал музыку практически ко всем фильмам Хаяо Миядзаки. Профессионал высшей пробы, великолепный мастер симфонического оркестра. А Ёко Канно, Каору Вада, Сагису Сиро, Таку Ивасаки! Что ни имя, то открытие.

— Наверное, сказывается консерватизм людей, ведь органный зал у большинства ассоциируется исключительно с классической, церковной музыкой. Как вы познакомились? И как пришла идея создать творческий тандем?

Андрей: В 2003 году меня пригласили на концерт композитора, написавшего Пасхальную мессу. Я слушал выступление и понимал, что произведение шикарное, а исполнение оставляет желать лучшего. Музыканты играли вполсилы. Мне стало обидно за композитора. Он сидел за роялем и сильно переживал. Вот я и решил как-то поддержать его. Подошел и сказал Дечебалу (автору мессы): «Произведение прекрасное, это очень круто!». 

Со мной в тот вечер была органистка католического Кафедрального собора, сестра Робе́рта. Она и предложила Дечебалу переложить произведение для органа, что он и сделал. А мне сестра предложила исполнить мессу на органе. И тогда я впервые занялся органным исполнительством. Инструмент меня просто заворожил: звучание, потрясающие возможности и уникальное богатство тембров. А сколько в нём мощи!

Дечебал освоил орган за две недели. А это настоящий подвиг. Это, по сути, три разных инструмента. У рояля одна клавиатура, у органа три клавиатуры плюс ножная. Приходится работать руками и ногами. Правая рука играет одно, левая - другое, ноги - третье, а мозг всё это координирует. В одном исполнителе словно соединяются три. А это требует большого мастерства и сосредоточенности.

— А кому пришла идея объединить орган и саксофон?

 Дечебал: В 2015-м году аншлаги в органном зале ещё не были нормой, и директор филармонии мне намекнул, что неплохо бы это исправить. В результате мозгового штурма я набросал десяток разных идей. Часть из них получили «добро». Тогда появились проекты «Ночь в органном зале», «Дудук + орган». Ну и наш с Андреем дуэт. Этот проект стал одним из самых долгих и успешных. Даже для нас это стало сюрпризом. Думали, сыграем пару концертов и разбежимся.

Андрей: В результате, сами не заметили, как сыграли 85 концертов. А я задумывался о симбиозе органа и саксофона и раньше. Это было на прощальном концерте Лидии Янковской, когда она уезжала из Иркутска. Я тогда исполнил с ней два произведения, и Лидия Валентиновна посетовала: что же мы раньше не играли вместе, ведь орган с саксофоном так красиво звучат. Тогда и зародилась эта мысль. Когда Дечебал пригласил меня сыграть в органном зале, я поставил только одно условие: давай уйдём от академических стандартов. Будем играть Led Zeppelin, Deep Purple, Цоя. Сперва он пришел в ужас, но, подумав, согласился.

— Дечебал, вы когда-то сказали, что классическая музыка - это светлое начало, а рок - больное и темное…

Дечебал: Я такого никогда не говорил. Светлое и тёмное - это не про форму. Это про содержание музыки. На самом деле, есть много классики, особенно написанной в 20 веке, депрессивной, тяжёлой, мрачной. Например, 14-я симфония Шостаковича вся про смерть. И чтобы её воспринять во всей полноте, и при этом не впасть в депрессию, нужно иметь сильный духовный стержень. То же самое можно сказать о кантате «Доктор Фаустус» Альфреда Шнитке или о совсем не детской сказке Леры Ауэрбах «Русалочка».

 — Как вы вообще выбираете репертуар? Возникают ли споры по этому поводу? Кто из вас генерирует идеи?

Андрей: Я это называю «битва титанов». Дечебал генерирует приличные идеи, а я придумываю всякую дичь. Что-то предложу, а он: «Нет, ни в коем случае!» Но проходит время и выясняется, что это «ни в коем случае» здорово звучит! Nirvana с Rammstein созрели только к третьей программе. Сначала эта идея всех напугала. Но мы всё-таки решили попробовать.

 — Вы импровизируете во время выступлений или всё строго отрепетировано?

Андрей: Что-то играем по нотам. Что-то близко к тексту, но каждый раз немного иначе. А бывает, что определённые места в партитуре помечены: здесь импровизация на четыре квадрата. И тогда соло рождается прямо на концерте. Но, как известно «лучшая импровизация - это подготовленная импровизация». Поэтому мы всегда репетируем, оттачиваем даже «обкатанные» программы. А над новыми работаем минимум месяц, а то и два.

 — Дечебал, вы как-то сказали, что новые музыкальные произведения уже где-то существуют и композитору просто надо уметь их «найти». Это немного мистическая теория…

Дечебал: Сочинительство само по себе мистический процесс. У Алексея Толстого есть такое стихотворение: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель! Вечно носились они над землею, незримые оку». Суть этих строк такова: вся ненаписанная музыка, и не только музыка, в некоем информационном пространстве уже существует. Надо к этому «полю» суметь подключиться. В этой идее, по моему опыту, что-то есть. Ведь как бывает в процессе сочинительства: не получается - не получается, а потом словно что-то нащупываешь, и оно само начинает литься. Ты словно не сочиняешь, а принимаешь. Открываешь невидимый сейф и достаешь оттуда слиток золота.

 — Что вы любите кроме музыки? Какие фильмы смотрите, на какие спектакли ходите?

Андрей: Я очень люблю кино и хорошо в нем ориентируюсь. Из российских фильмов недавно смотрел «Про любовь. Только для взрослых». Из мировых - фильм-провокация «Человек - швейцарский нож» и комедия «Новейший завет».

Дечебал: Мои вкусы прямо противоположны. Я люблю классику, в том числе, советского кино. Фильм про капитана Немо с Дворжецким. Там, кстати, великолепная музыка Зацепина. «Приключения Электроника», в том числе, благодаря музыке Крылатова. Старые сказки в постановке Роу и Птушко. 

Люблю классический театр вроде старого МХАТа. Как говорится, покажите мне нормального Шекспира и Гоголя без абсурдных трактовок и неуместных постельных сцен.

Полное интервью читайте на портале культуры Иркутской области.

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также