Державный замысел русского адмирала Николая Копытова

29 марта 2022

История строительства Китайско-Восточной железной дороги, сыгравшей значительную роль в отношениях России и Китая, вершилась в сложных условиях конца XIX века. "Великому государству подобают великие дела". Эти слова сказаны вдохновителем Великого Сибирского пути контр-адмиралом Николаем Васильевичем Копытовым в записке о необходимости скорейшего строительства железной дороги к Тихому океану.

Директор музея истории Забайкальской железной дороги Владислав Реутов подготовил материал про контр-адмирала Николая Копытова для газеты "Гудок - Забайкальская магистраль". "Гудок" публикует текст с незначительными сокращениями. 

Проблема неустроенности, чрезмерной отдалённости и незащищённости недавно приобретённых земель Приамурья и Приморья будоражила умы государственных мужей в Санкт-Петербурге с момента их присоединения. Как доставить войска и сражаться на Дальнем Востоке с извечным врагом России – вездесущей Британской империей, как заселить неведомые земли на краю света и сделать их русскими, как не опоздать к разделу богатого "китайского пирога"?

Вопрос о строительстве железнодорожной магистрали через всю Сибирь "висел в воздухе" давно, но более важные дела и более насущные, с точки зрения императорского двора, финансовые траты, постоянно откладывали его осуществление.

В 1885 году появился проект Сибирской железной дороги, который в итоге стал прообразом плана будущего строительства. В соответствии с ним предполагалось строительство водно-железнодорожной магистрали, состоящей из трёх участков: Томск – Иркутск, Иркутск – Усть-Стрелка, Хабаровск – Владивосток, общей протяжённостью четыре с половиной тысячи вёрст. Автором проекта стал формально далекий от железнодорожных дел вице-адмирал Николай Васильевич Копытов. Должность министра путей сообщения в то время занимал ещё один военно-морской офицер, ярый сторонник строительства Транссибирской магистрали, адмирал Константин Посьет.

Выпускник Морского кадетского корпуса, Копытов не понаслышке знал существующее положение дел, как в империи, так и за её пределами. Будучи мичманом, Николай Васильевич стал участником Крымской войны, защищая рейды Кронштадта от атак английских кораблей. После войны лейтенант Копытов был направлен для прохождения морской службы на Дальний Восток. На паровом корвете "Гридень" он совершил кругосветное плавание, а затем на фрегате "Пересвет" участвовал в знаменитой Американской экспедиции контр-адмирала Степана Лесовского. Этот поход русского флота была организован во время Гражданской войны в США как знак "доброй воли" президенту Линкольну, впротивовес Британии, поддерживающей мятежный Юг.

В марте 1882 года Николай Копытов получил звание контр-адмирала и был назначен командиром отряда судов на Тихом океане. С взятием Россией в аренду Ляодунского полуострова и городов Порт-Артур и Дальний в 1898 году, кандидатура контр-адмирала Копытова рассматривалась Николаем II как основная на должность начальника Квантунского полуострова и командира флота и портов Тихого океана. Но члены Особого совещания отклонили это предложение, заявив, что у Копытова "гвоздь в голове". Это выражение передавало жёсткий и принципиальный характер адмирала.

Контр-адмирал Копытов понимал важность скорейшего строительства железной дороги к порту Владивостока. Вместе с тем, постоянные склоки между министерствами путей сообщения и финансов Российской империи по поводу денежных трат на строительство магистрали требовали удешевления проекта. Именно ограниченность средств и патологическая экономность министра финансов Ивана Вышнеградского подтолкнули адмирала к проекту проведения железнодорожного пути через территорию соседнего Китая, напрямую от Читы к Владивостоку. Свои конкретные предложения он изложил в записке "Владивосток – Петербург. Всероссийская великая железная дорога" 28 декабря 1886 года.

Копытов считал, что такой маршрут будет выгоден обоим государствам. Россия получала существенную экономию в строительстве и сокращении длины пути, а, значит, повышение конкурентоспособности грузоперевозок, а Китай – выход северо-востока Маньчжурии к морю и условия для быстрого развития пустынной территории. Между собой и с близлежащим портом Владивостока связывались четыре станции: Хайлар, Цицикар, Гирин и Нингута. Данная линия направляла грузопоток во Владивосток, делая его главным торговым портом на Тихом океане.

Предложения адмирала стали предметом обсуждения в Императорском Русском техническом обществе. Для этого в мае 1888 года была даже создана специальная комиссия о направлении строительства Сибирской железной дороги. Большинство участников тогда посчитали нецелесообразным план Копытова по прокладке пути в Западной Сибири, но строительство магистрали по китайской территории сочли вполне уместным и достойным внимания.

Не пройдет и десяти лет, как министр финансов Сергей Витте подхватит идею адмирала о китайском направлении Транссиба и будет системно продавливать при императорском дворе планы великого моряка, выдавая их за свои.

Воспользовавшись поражением Китая в войне с Японией, Витте в обмен на кредит навяжет Цинской империи проект маньчжурского участка, и летом 1897 года Россия начнёт строить магистраль, получившую название Китайско-Восточной железной дороги. 

На протяжении полувека эта русская стальная магистраль на чужбине будет оставаться «яблоком раздора» различных центров силы, и по сей день её историческая оценка весьма неоднозначна. 

В памяти останется ещё одно важное событие из биографии знаменитого контр-адмирала. В октябре 1894 года командующему Черноморским флотом Николаю Копытову будет отдан приказ доставить тело умершего императора Александра Александровича из Ялты в Севастополь. Здесь, на крейсере «Память Меркурия», Николай Васильевич отдал последние почести своему государю и главному вдохновителю строительства Великой железной дороги, о которой мечтал адмирал.

Напомним, что Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД; до 1917 года – Маньчжурская дорога, с августа 1945 года – Китайская Чанчуньская железная дорога, с 1953 – Харбинская железная дорога) – железнодорожная магистраль, проходившая по территории Маньчжурии и соединявшая Читу с Владивостоком и Порт-Артуром. Дорога построена в 1897—1903 годах как южная ветка Транссибирской магистрали. КВЖД принадлежала Российской империи и обслуживалась её подданными. Строительство дороги было шагом по увеличению влияния Российской империи на Дальнем Востоке.

На фото: Контр-адмирал Николай Васильевич Копытов прослыл человеком весьма принципиальным и жёстким в отстаивании государственных интересов. 

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также