Юрий Курин о том, как начиналась современная история Иркутской области

29 апреля 2019

27 марта 1994 года, четверть века назад, в Иркутской области прошли первые выборы региональной и муниципальном уровне.

курин

Тогда каждый иркутян н получил сразу пять (!) бюллетеней, ведь выбирали главу администрации (читай – губернатора) области, Законодательное собрание Иркутской области первого созыва на два года (1994-1996), мэра города Иркутска и 15 депутатов городской думы. Кроме того, еще голосовали за принятие Устава Иркутской области. В других городах региона также избирали главу города и местных депутатов. Уже месяц как в городах и районах области идут праздничные мероприятия. Так, в минувшую пятницу свое 25-летие отметил и региональный парламент.

О тех временах вспоминает Юрий Курин, президент фонда Ю. А. Ножикова, а в то время – один из ближайших сподвижников первого всенародно избранного иркутского губернатора: 

«Можно с полным основанием утверждать, что с этого дня начался отсчет современной истории области. В этот день в 1994 году каждый иркутянин и житель области получил такое количество бюллетеней, которое больше никогда не держал в руках. Была сформирована та система власти, основы которой в целом сохраняются и сегодня.

Даже не вдаваясь в содержание этого процесса, только по обилию новых появившихся тогда в один день терминов понятно, какие значительные новеллы произошли. Как один из активных участников скажу, что локомотивом был, безусловно, Юрий Абрамович Ножиков. По указу президента России Бориса Ельцина была прекращена деятельность областного совета народных депутатов. Конечно, Совет был лишь ширмой, который формально «штамповал» решения облисполкома, он был чрезмерно велик по численности - более 250 депутатов. Ни один депутат не работал на освобожденной основе. Областной совет не имел собственного аппарата, почти все решения Совет принимались единогласно. 

Перед каждой сессией т.н. «нерушимый блок коммунистов и беспартийных» договаривался о том, как он «проштампует» проекты, подготовленные облисполкомом. Грубейшим образом нарушался провозглашенный к тому времени принцип разделения властей. Многие руководители исполнительных органов власти и даже председатель облисполкома были одновременно депутатами. 

В то же время в состав исполнительных органов входили депутаты областного совета. Многие депутаты были председателями горисполкомов, то есть работали в исполнительной ветви власти. Депутатами были даже прокуроры и судьи, а ведь они должны были осуществлять юридический контроль за деятельностью депутатов и чиновников. То есть существовала такая «милая» диффузия избираемых политиков и назначаемых чиновников.

Компетенция областного совета была мизерной в отличие от Верховных Советов республик, в том числе и автономных. Например, наш областной совет не имел права принимать региональные законы. Это всегда вызывало резкое неприятие со стороны Ю. А. Ножикова. Он поставил задачу радикально реформировать представительный орган власти области. Главное - расширить компетенции, сократить явно избыточную численность, дать право депутатам работать на профессиональной основе, существенно расширить полномочия, ввести право принятия собственных законов, проведения депутатских слушаний и расследований.

Не скрою, что такую его позицию разделяли далеко не все. Даже некоторые заместители Ножикова были против такой реформы, пытались убедить его в том, что период отсутствия представительного органа власти надо не сокращать, а наоборот как можно дольше растянуть во времени, а главное - оставить представительный орган символическим. Такие настойчивые предложения Юрий Абрамович решительно отвергал, а своим оппонентам он жестко отвечал: «Вы хотите единолично управлять областью, делить бюджет, приватизировать собственность? А что, при этом у нас не будет ошибок и злоупотреблений, за которые отвечать потом буду я один? Нет, депутатский контроль должен быть всегда!». Кстати, он также отвергал предложения о том, чтобы не заботиться о трудоустройстве бывших руководителей и сотрудников областного совета. Лично контролировал, чтобы все квалифицированные депутаты не остались без работы.

В существенном реформировании нуждался и исполнительный орган власти. Ранее он был коллегиальным, полупрофессиональным и именовался облисполкомом. В советский период он служил инструментом для исполнения хозяйственных и социальных решений обкома КПСС. Поскольку руководящая роль КПСС была отменена, нарождалась многопартийность, исполнительная власть должна была стать единоличной, её главу следовало избирать населением напрямую. Примерно такие же реформы следовало провести и на районном, городском, поселковом, сельском уровнях.

Под руководством Ножикова мы намеренно инициировали длительную широкую общественно-политическую дискуссию внутри области - на телевидении, радио, в газетах были организованы специальные циклы передач и статей. Руководители разного уровня, общественные деятели, ученые выезжали в территории и выступали в аудиториях с разъяснением того, что планируется осуществить. Эти темы обсуждались на различных площадках предприятий, политических партий, профсоюзных и общественных организаций, в творческих союзах. 

Сформировалась группа юристов, которая готовила тексты будущего Устава области, законов и других актов. Ножиков поддержал инициативу Виктора Игнатенко по созданию специального Института регионального законодательства. Мы привлекли лучших юристов, которые родились, выросли и получили образование в Иркутске, а затем оказались в других регионах. Костяк этой группы составляли Виктор Игнатенко, руководители института Николай  Власенко, Сергей Никитин, помощник Представителя Президента РФ по Иркутской области Владимир Татарников, председатель облизбиркома Александр Савинок, депутат Государственной Думы РФ профессор Сергей Босхолов, начальник государственно-правового отдела Администрации Владимир Андриянов, профессор Сергей Шишкин и автор этих строк.

Нас быстро узнали в федеральных органах власти. Я вспоминаю те годы, как годы тяжелой, но очень интересной работы, получения новых знаний, расширения кругозора, знакомств с яркими личностями в разных сферах, но прежде всего в сфере политики и права.

Уже на старте избирательной кампании Ножиков имел явную фору перед остальными претендентами, а в день голосования получил 78 % голосов избирателей. В бюллетене он именовался как глава администрации, но одним из первых решений Законодательного Собрания стало постановление «О наименовании высшего должностного лица области». Он стал именоваться губернатором.  В июне состоялась инаугурация и Ножиков вступил в должность Губернатора.

Не хочу рисовать только благостную картину того, как делалась описываемая работа. Были жесткие баталии, но крайностей удалось не допустить.

Сейчас хочу процитировать автограф, который Юрий Ножиков написал 6 января 2004 года на подарочном экземпляре Конституции РФ: «Уходят мои время и здоровье. Уходят конкретность тем и условия дискуссии федерального рабочего конституционного комитета, членом которого я являлся. Об этом я и хочу напомнить».

Недавно я прочел комментарии разных людей о Ножикове. Подавляющее большинство из них были уважительными. На этом фоне у меня вызвали улыбку два комментария от двух известных личностей. Один из них историк написал, что наследия Ножикова не существует, потому что оно было утрачено сразу после его ухода в отставку. Даже если бы Ножиков не сделал ничего другого, следует признать, что этот вклад существует до сих пор и область живет на заложенном им фундаменте. 

Другой юрист заявил, что Ножиков не разбирался в праве, а руководствовался политической интуицией. На самом деле, энергетик и строитель по образованию Ножиков всегда читал очень много политической и правовой литературы, глубоко изучал конституции и законодательство зарубежных стран, теорию разделения властей, основы федерализма и муниципальной жизни. Книги об этом постоянно были на его рабочем столе и в домашней библиотеке. Это позволило ему в девяностые квалифицированно вести публичную дискуссию».

«Глагол» поздравляет Юрия Курина с днем рождения, желает ему крепкого здоровья и ждет его воспоминаний, для которых готов предоставить и свою площадку. 

Фото из социальных сетей

Возрастное ограничение: 16+

В наших соцсетях всё самое интересное!
Ссылка на telegram Ссылка на vk
Читайте также